Актуальные вопросы капитального ремонта многоквартирных домов обсудили участники пленарной сессии крупнейшего Форума в сфере ЖКХ

29 ноября в рамках Всероссийского форума капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда и IX Всероссийского съезда региональных операторов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Санкт-Петербурге состоялась пленарная сессия.

Центральной темой обсуждения стало дальнейшее развитие системы капитального ремонта многоквартирных домов на основе тиражирования успешных и уникальных региональных практик.

Мероприятие открыли Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. С докладами также выступили заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко и ректор НИУ МГСУ Павел Акимов.

В рамках своего выступления Глава Минстроя России отметил, что Санкт-Петербург не случайно выбран местом проведения Форума. 36% многоквартирных домов города являются объектами культурного наследия, и каждый регион сталкивается с вызовами, которые возникают при капитальном ремонте таких объектов. В 2023 году были приняты изменения в нормативную базу, позволяющие оптимизировать процессы и стоимость капитального ремонта данных объектов.

«Требования к крышам и к подвалам, как к голове и ногам, чтобы они были в тепле. Это основа того, чтобы объекты у нас жили, развивались и мы системно вкладывали в них необходимые средства. Если сегодня не изменить отношение и подход к сетям и объектам, то затраты будут гораздо больше, чем сегодня», – Ирек Файзуллин.

Ирек Файзуллин также подчеркнул, что взаимодействие региональных и федеральной команд, сенаторов, депутатов является ключом к успешной реализации как системных мероприятий, так и внедрению законодательных изменений. Вместе с тем, важной задачей является совершенствование регулирования сферы управления жильем. Регионам РФ необходимо внимательно относиться к процессам, происходящим в отрасли ЖКХ в части контроля за деятельностью управляющих организаций.

Действующие мероприятия и новые подходы, направленные на развитие ЖКХ, будут реализованы в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры» в составе нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который станет основой для дальнейшей работы.

Также Глава Минстроя России сообщил о внесении изменения в нормативную базу в части признания объектов жилищного фонда аварийными и отметил масштабную работу по подготовке к отопительному периоду, включающую противоаварийные тренировки и участие представителей Ростехнадзора и органов Госжилназдора в части приемки объектов.

В ходе выступления была отмечена большая работа по восстановлению и ремонту объектов на территориях новых регионов России. Глава Минстроя России выразил благодарность Санкт-Петербургу за работу региона-шефа в Мариуполе, а по итогам выступления вручил ведомственные награды, медали и благодарности профессионалам строительной отрасли и сферы ЖКХ.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в своем выступлении отметил актуальность поднимаемых вопросов в сфере ЖКХ.

«Вопросы жилищно-коммунального хозяйства касаются каждого жителя нашей страны. Коммунальные службы города придумывают новые технологии и инновации для сохранения исторического наследия города, которым любуются петербуржцы и гости культурной столицы России. Любой дом требует заботы и индивидуального подхода к проведению капитального ремонта для сохранения исторического наследия и улучшения качества жизни людей», – сказал Александр Беглов.

Петр Бирюков поделился с представителями регионов России успешными методиками и практиками управления Комплекса городского хозяйства Москвы.

«Для обеспечения комфортных условий жизни и отдыха в столице порядка 500 тыс. специалистов работают по 100 различным направлениям сферы жилищно-коммунального хозяйства. Системный подход к деятельности управления городского хозяйства, проработка вопросов материально-технического обеспечения позволили в рамках прохождения осенне-зимнего периода за последние годы исключить в Москве аварии на объектах тепло- и водоснабжения», – сообщил Петр Бирюков.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко в ходе своего доклада отметил, что вопрос сохранения жилищного фонда находится в фокусе постоянного внимания законодателей.

«В Стратегии развития строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства определены основные вызовы для системы капитального ремонта, а также перечень задач и мероприятий, которые нам необходимо решить совместно с Минстроем России, Фондом развития территорий, ДОМ.РФ и региональными органами власти. Мы планомерно занимаемся решением вопросов строительства и сохранения жилищного фонда страны. Для этого необходимо повысить эффективность мониторинга технического состояния МКД, а также обеспечить работу системы технического учета жилищного фонда», – сообщил Андрей Шевченко.

Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов подробно остановился на вопросах подготовки квалифицированных кадров и адаптации образовательных программ под новые вызовы сферы ЖКХ.

«Для реализации Концепции подготовки кадров строительной отрасли и сферы ЖКХ в рамках формирования соответствующей «Дорожной карты» мы совместно с Минстроем России и отраслевым консорциумом «Строительство и архитектура» совершенствуем систему подготовки студентов. В настоящее время особое внимание уделяется целевому образованию специалистов, учитывающему специфику деятельности организации. Таким образом, человек ориентируется на конкретное место дальнейшей работы», – сообщил Павел Акимов.

Во второй части пленарной сессии своим опытом поделились представители региональных операторов капитального ремонта. Представители регионов РФ рассказали о нюансах реставрации и ремонта памятников культурного наследия. Отдельно эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства обсудили применение современных технологий и темпы замены лифтового оборудования в жилых домах по всей стране.

В завершение Форума замминистра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько сообщил, что все идеи, появившиеся в рамках «живого» обсуждения двухдневной деловой программы, будут тщательно проанализированы, а наиболее эффективные планируется использовать для развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства в ближайшее время.


АРМ «Энергоэффективность»

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом