Киловатты с накруткой

Пандемия коронавирусной инфекции самым печальным образом отразилась на темпах развития глобальной экономики.

Как выразился один из экспертов, "коронавирус оказался для человека опасным, а для экономики почти смертельным". Приостановка деятельности многих промышленных предприятий, сокращение числа авиарейсов во внутреннем сообщении и практически полная остановка в международном привели к сокращению потребления энергоресурсов всех мастей, в том числе и электроэнергии, и кратному росту числа неплатежей за уже потребленные ресурсы.

При этом руководство страны запретило выставлять должникам пени и штрафы, приняв во внимание аховое положение населения. А то, что генерирующие и сбытовые компании оказались в аналогичном положении, было как-то упущено из виду.

При этом снижение деловой активности наблюдается во всех отраслях. И сейчас, когда экономика начинает потихоньку выбираться из ямы, вырытой коронавирусом, предприятия вынуждены продолжать действовать в режиме жесточайшей экономии, хотя ее резервы уже практически исчерпаны. Что же тому виной, что от суммы получаемой прибыли хочется зарыдать? Конечно - "налоги, цены и тарифы" … И, почему-то в первую очередь - на электроэнергию.

Впрочем, политика "обвини энергетиков в собственной неэффективности" не нова. Уже пару десятков лет как минимум мы слышим о том, что в России безосновательно завышены тарифы на электроэнергию. И слишком большие расходы на энергоресурсы мешают отечественной промышленности быть конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако между высокими расходами и высокими тарифами есть две больших разницы, как говорят в Одессе. И связывать эти понятия напрямую - все равно, что обвинять цены на бензин в том, что твоя "Нива" требует доливать слишком много масла в двигатель.

Плюс ко всему, многие официальные источники свидетельствуют, что цены на электроэнергию в РФ вполне адекватные (не будем лукавить и говорить, они низкие). И на фоне энерготарифов в странах со схожей структурой экономики выглядят выгодно.

Так, по расчетам, выполненным специалистами Ассоциации "Совет производителей энергии" на основании данных Росстата, Enerdata и EIU, конечная цена на электроэнергию для промышленных потребителей РФ ниже примерно в 1,3 раза, чем в США, в 2 раза ниже, чем в Китае и Бразилии, и в 2,5 раза уступают немецким и английским.

Эти расчеты подтвердили и в Минэнерго.

«По данным статистической службы Европейского союза "Евростат" и проведенного анализа НП "Совет рынка" средневзвешенная конечная цена в России рассчитана по крупным энергоемким потребителям ценовых зон оптового рынка со среднечасовым потреблением более 500 МВт/ч на основе данных о стоимости и объеме покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и тарифа ФСК (включает ставку на содержание сетей и ставку на оплату нормативных потерь) и составила 2,29 рубля за кВт·ч (в Евросоюзе - 4,77 рубля. - ред.)», – сообщили в Минэнерго РФ.

Таким образом, в России наблюдается минимальная стоимость электрической энергии для категории энергоемких потребителей (подключенных к сетям ФСК) на территории Европейского Союза, что демонстрирует конкурентоспособность российских цен в сравнении с ценами на электрическую энергию в странах Европы.

Тарифы на электроэнергию для промышленности, конечно, растут. Но это в порядке вещей: не родилась у нас в России еще отрасль, цены на услуги которой снижались бы год от года. Но опять-таки, в сравнении с ростом цен в других отраслях и уровнем инфляции, увеличение тарифов на электричество не шокирует.

Так, за последние 5 лет на оптовом рынке средний прирост цены в первой ценовой зоне (Европейская часть России и Урал) составил три процента, во второй ценовой зоне (Западная и Восточная Сибирь) - 0,2 процента. Здесь надо добавить, что рост оптовой составляющей цены ограничен антимонопольным законодательством и жестко контролируется ФАС.

При этом средний уровень инфляции за последние 5 лет составил по данным Росстата 4,71 процента, а среднегодовой рост индекса цен основных промышленных производителей - в среднем 5,9 процента.

Так что высокие расходы промышленных потребителей на электроэнергию зависят не только и не столько от размера тарифа. Не будем брать во внимание неэффективность некоторых производств, устаревшее "прожорливое" оборудование, нежелание предприятий заключать энергосервисные контракты.

«Крупные потребители являются субъектами оптового рынка, на котором они покупают два отдельных товара - электроэнергию и мощность. Последний обеспечивает покупателю наличие генерирующего оборудования, готового удовлетворить его потребности в выработке необходимого ему объема электроэнергии. Кроме того, потребители оптового рынка электроэнергии и мощности оплачивают различные надбавки к цене мощности. К ним, например, относятся платежи по ДПМ, ДПМ АЭС/ГЭС, КОММод, а также надбавки за выравнивание тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке, строительство генерации в Калининградской области и Крыму, ДПМ ВИЭ и ДПМ ТБО, – разъяснил эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Олег Колобов. – По данным НП "Совет рынка", на такие надбавки приходится около 80 процентов платы за мощность. Кроме того, на промышленность ложится бремя перекрестного субсидирования в части установления более низких тарифов на услуги по передаче электроэнергии для населения. В результате на сетевую составляющую приходится около половины конечной цены на электроэнергию. Тогда как во многих промышленно-развитых странах доля сетей варьируется на уровне 20-30 процентов».

«Доля тарифа на транспортировку электроэнергии является весьма существенной величиной и превышает аналогичные показатели в развитых зарубежных странах в два раза, – подтверждает заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Георгий Кутовой, – это обстоятельство объясняется, прежде всего, незначительной загрузкой сетей передачи электроэнергии (около 35 процентов вместо 70 процентов от номинальной пропускной способности), и высоким уровнем потерь при транспортировке. В такой ситуации промышленные потребители делают ставку на создание собственной генерации, что приводит к дальнейшему снижению загрузки энергосетевого комплекса. Получается замкнутый круг…»

Сейчас Минэнерго готовит поправки в закон об электроэнергетике, которые равномерно распределят величину перекрестного субсидирования на все категории промышленных потребителей вне зависимости от того, к каким сетям они подключены - магистральным или распределительным (подключенные к первым платят меньше).

«Принятие законопроекта не вызовет дополнительный рост тарифов на электроэнергию для населения, но напротив, создаст дополнительный стимул для развития малого и среднего предпринимательства, устранит существующую недобросовестную конкуренцию между промышленными потребителями», – сообщил замглавы Минэнерго Юрий Маневич.


Российская газета

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом