Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему «Формирование топливно-энергетических балансов (ТЭБ) России и регионов: проблемы и пути решения»

Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный подчеркнул, что без понимания эффективности производства и потребления энергоресурсов, повышения взаимосвязанности этих процессов невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны.

Кроме того, без взвешенного, оптимального по различным позициям, включая экономические и экологические, энергобаланса невозможно достичь стоящих перед страной климатических целей, добиться снижения углеродоемкости ВВП, повышения энергоэффективности экономики, что напрямую связано с глобальной конкурентоспособностью российской продукции, в том числе, и на азиатских рынках.

ТЭБ региона позволяет выявить ограничения по поставкам топлива, отраслевые особенности использования топлива, электроэнергии, теплоэнергии в экономике региона, а также определить экономические связи между регионами – производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в ТЭБ отражаются эффекты взаимозаменяемости и взаимодополняемости отдельных энергоносителей и систем энергообеспечения, эффекты от внедрения новых технологий, реализации программ повышения энергетической эффективности, роста загрузки производственных мощностей, реакции на изменение энерготарифов и налогов.

Разработка в 2021 г. Дорожной карты социальной газификации позволила вернуть текущим и перспективным ТЭБ важный статус прогнозных аналитических документов, утраченный в 90е, и ввести в критерии выбора модели энергоснабжения регионов межтопливную конкуренцию. Около года назад была разработана необходимая нормативная база, и до 1 октября должны были быть представлены региональные энергобалансы на уходящий год и перспективу до 2030г. При этом, как показала практика, для многих регионов пока задача разработки ТЭБ является трудновыполнимой. Поэтому так важно обсудить итоги первого года работы, выявить слабые места, предложить способы улучшения методик.

Заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Артем Верхов кратко обрисовал параметры ТЭБ России, заложенные в Энергостратегию-2035. Он подчеркнул, что наш энергобаланс является одним из наиболее «чистых» в мире, поскольку около половины энергии в стране производится с использованием природного газа, еще около четверти – с использованием неуглеродных источников, таких как атом, ВИЭ и гидроэнергетику. Энергостратегия-2035 предполагает рост производства, потребления, экспорта нефти и газа, однако не в полной мере учитывает стоящие сейчас перед страной и перед мировой энергетикой вызовы.

Сегодня министерство ведет работу над проектом Энергостратегии-2050. Он предусматривает расширение внутреннего потребления природного газа, включая газификацию, насыщение внутреннего рынка всеми видами энергоресурсов, включая нефтепродукты, по приемлемым для потребителей ценам, ускоренную реализацию ряда инфраструктурных проектов, в том, числе в транспорте газа, нефтегазохимии и пр. Для повышения качества Энергостратегии 2050 и прогнозного ТЭБ России как ее части необходимо как можно более точно понимать текущую и перспективную энергетическую ситуацию в регионах и по отраслям. Поэтому так важна работа по формированию субъектами Российской Федерации отчетного и прогнозного ТЭБ, ведущаяся в рамках реализации программы социальной газификации.

Минэнерго России совместно с Координационным центром при Правительстве РФ осуществляет мониторинг этой работы, а также оказывает методологическую поддержку регионам. На текущий момент целевые ТБЭ на период до 2030 года утверждены в 83 регионах. Идет разработка методологии прогнозирования балансов производства и потребления топливо-энергетических ресурсов (ТЭР) на долгосрочную перспективу, согласно которой прогнозирование спроса на энергоресурсы будет формироваться по направлениям их использования и группам потребителей, будет обеспечена согласованность сводных прогнозных балансов регионов и по России в целом, включая их согласованность «по вертикали» в части однопродуктовых балансов, определены требования к оценке погрешности построения прогнозных балансов. По итогам проделанной работы становятся понятными определенные недостатки существующей методологии, и по поручению Минэнерго России Российское энергетическое агентство занимается ее доработкой.

Руководитель Дирекции информационного моделирования в ТЭК РЭА Минэнерго РФ Елена Базылева рассказала о разрабатываемых агентством методических рекомендациях для субъектов РФ по формированию «дорожной карты» реализации мероприятий, предусматривающих реализацию прогнозных ТЭБ, включая мероприятия по газификации.

В соответствии с Порядком составления ТЭБ регионы помимо ежегодного должны формировать перспективный ТЭБ до 2030 года включительно и предполагается выполнение таких этапов, как определение прогноза спроса на газ, расчет межтопливной конкуренции с другими видами топлива, выполнение оценки потенциального прироста потребления природного газа в результате мероприятий по топливозамещению, например, замены угля на газ, на период планирования.

В него вносятся все данные, отражающие добычу, поставку, преобразование и потребление энергоресурсов в количественных и качественных характеристиках. Все балансы содержат взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок ТЭР и их потребления на территории региона, устанавливают распределение ТЭР между системами электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и иными системами, потребителями ТЭР и определяют эффективность использования ТЭР. По динамике показателей прогнозного ТЭБ будут вырабатываться рекомендации для перевода объектов потребления на альтернативные источники энергии (чаще всего – на природный газ) и взаимодействия экономики и энергетической отрасли в целом.

Обновлять данные предстоит не реже, чем раз в пять лет.

Для упрощения работы регионов и поддержания информации в актуальном состоянии, унификации предоставленных сведений, исключения разночтений и упрощения занесения данных в отчет Минэнерго России совместно с РЭА разработан автоматизированный калькулятор по формированию прогнозного топливно-энергетического баланса субъектов Федерации с учетом межтопливной конкуренции, который проводит анализ внесенных данных и выводит рекомендации о целесообразности или нецелесообразности перевода внесенных объектов потребления топливно-энергетических ресурсов на альтернативный вид топлива. Калькулятор позволяет анализировать полученные значения и выводить рекомендации по целесообразности перевода внесенных объектов на альтернативный вид топлива. Он прошёл тестирование и предоставлен в открытом доступе на сайте Минэнерго России, доступен для использования регионами.

В следующем году планируется создание прототипа системы прогнозирования развития ТЭК субъектов Федерации на основе анализа социально-экономического положения регионов и прогнозов социально-экономического развития. Для тестирования системы будут выбраны пилотные 3-5 регионов, для которых будут проведены расчеты фактических и прогнозных топливно-энергетических балансов.

В ходе круглого стола выступили представители ряда регионов, в том числе – Свердловской области, Белгородской области, а также энергетических компаний – ПАО «РусГидро», ПАО «Газпром энергохолдинг», ООО «Сибирская генерирующая компания», научных институтов.

Они обозначили ряд проблем и необходимых для их снятия решений. Участники «круглого стола» отмечали, что в организационной сфере первоочередным вопросом является повышение статуса ТЭБ и порядка его составления. Существующие программы развития регионов и ТЭБ носят информационный характер и не являются юридически обязывающими.

Целесообразно включить основные положения порядка формирования в методику разработки прогнозов социально-экономического развития страны и регионов, а сам ТЭБ включать в качестве самостоятельного раздела в такие прогнозы. Для энергетических компаний программы развития и прогнозные ТЭБ должны играть основополагающую роль при принятии решений.

Необходимо добиваться более ответственного планирования и соблюдения планов по обеспечению топливом внутренних потребителей, в том числе объектов энергетической инфраструктуры. Для этого целесообразно в составе плановых документов по топливообеспечению определить ключевые параметры, обязательные к исполнению.

Участники дискуссии отмечали, что серьезной проблемой является отсутствие доступа к информации, необходимой для составления ТЭБ, сложность ее верификации, устаревшие способы ее собирания. Энергетические компании ссылаются на коммерческую тайну, органы статистики предоставляют устаревшие и недостаточные данные, собираемые по методикам 90хгг. Эту ситуацию необходимо менять в директивном порядке, через принятие соответствующих норм регулирования, обязывающих все структуры представлять необходимые для формирования ТЭБ данных.

ТЭБ субъектов Федерации и плановые документы различных отраслей разрабатываются и утверждаются в разное время, что приводит к сужению горизонта анализа, невозможности получения аналитики на 5-летний горизонт. Строительство объектов энергетики, например, электростанций, занимает в среднем 5-6 лет. Прогнозы топливного обеспечения должны с «запасом» покрывать горизонт, достаточный для строительства объектов по производству электроэнергии.

Серьезная проблема при составлении ТЭБ состоит в том, что по своей сути разработка балансов сопоставима с проведением научно-исследовательских работ, требующих привлечения квалифицированных специалистов в сферах энергетики, экономики, аналитики, статистики. В органах власти регионов таких специалистов, как правило, нет.

Решение таких масштабных вопросов должно осуществляться специализированными профессиональными структурами, отраслевыми институтами. Важно, чтобы эту работу делали профессионалы по заказу региональных властей. Система должна быть построена так, чтобы регионы получали разработанные топливно-энергетические балансы, чтобы на их основе выполнять планирование экономического, инвестиционного и иного развития своих регионов. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос о разработке ТЭБ регионов специализированными организациями под контролем Минэнерго РФ во взаимодействии с регионами.

При формировании целевых ТЭБ субъектов Федерации эффективное удовлетворение спроса при сокращении общего потребления энергоресурсов. Сегодня существует ряд барьеров для развития комбинированного производства электрической и тепловой энергии, без преодоления которых рассчитывать на рачительный топливный баланс в будущем представляется затруднительным – всё идет к снижению доли электрической и тепловой энергии, вырабатываемой в теплофикационном цикле. Снятие этих барьеров позволит оборудованию ТЭЦ участвовать в модернизации в большем объеме и, тем самым, не снижать экономию топлива в регионах благодаря выработке электроэнергии на тепловом потреблении. Находящиеся в центре нагрузок ТЭЦ могут обеспечивать беспрерывным электро- и теплоснабжением большинство потребителей регионального рынка. Снятие барьеров для участия ТЭЦ в рознице позволит раскрыться конкурентным преимуществам комбинированного производства в большей мере и добиться повышению экономии топлива в регионах.

По итогам «круглого стола» будут подготовлены рекомендации в адрес Правительства РФ и профильных органов исполнительной власти.

В них войдут предложения по совершенствованию информационного и методологического обеспечения составления ТЭБ:

  • по разработке взаимосогласованной между уровнями управления системы ТЭБ «страна – федеральный округ – субъект Федерации – муниципальное образование»;
  • по обеспечению взаимосвязи прогнозных и целевых ТЭБ с документами перспективного планирования развития энергетической отрасли;
  • по синхронизации сроков разработки фактических, прогнозных и целевых ТЭБ субъектами Федерации, а также по обеспечению единого подхода к установлению горизонтов прогнозирования и планирования в прогнозных и целевых ТЭБ на всех уровнях управления в Российской Федерации;
  • по разработке комплексных схем энергоснабжения регионов на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом прогнозных и целевых ТЭБ.

Также Комитет будет рекомендовать рассмотреть возможность создания единой информационной платформы, обеспечивающей скоординированную деятельность участников по формированию ТЭБ на всех уровнях управления.

В рекомендации региональным органам государственной власти войдет предложение рассмотреть возможность определения приоритета комбинированной выработки тепловой энергии при формировании целевых ТЭБ и «дорожных карт» субъектов Федерации по обеспечению граждан доступными и экологичными источниками энергии.


Комитет Государственной Думы по энергетике
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом