Комиссия по ЖКХ соберет успешные кейсы по энергоэффективным объектам для тиражирования

Одним из ключевых направлений работы Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России станет энергоэффективность. Об этом 19 декабря говорилось на заседании под председательством Владимира Талалыкина.

Член комиссии Ольга Сердюк представила план работы на 2024 год. Предложено сформировать его из четырех больших направлений: вопросы по реализации Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, проблемы ликвидации аварийного фонда, предложения по энергоэффективности, еще одна тема – модернизация объектов ЖКХ в рамках инфраструктурного меню.

Она отметила, что каждая из пяти рабочих групп (кадры ЖКХ, ГЧП, экономические вопросы, энергоэффективность, управление жильем и капремонт) будут работать по более подробным тематическим планам. Члены комиссии одобрили данный подход и утвердили документ.

Руководитель комиссии Владимир Талалыкин в рамках второго вопроса повестки «Повышение энергоэффективности жилищного фонда. Проблемы, перспективы, практический опыт, предложения», отметил, что отрасль располагает инструментами и средствами, позволяющими реализовывать программы энергоэффективности жилья. Тем не менее, сейчас число домов с классом энергоэффективности Д и ниже растет, только за год их стало больше на 2 процента, домов без присвоения класса эффективности – 86,5 %, с повышенным классом энергоэффективности – всего 6,4%.

«Две трети жилья, в котором будут жить люди в 2060 году уже построено. То есть его уже надо капитально модернизировать и ремонтировать с учетом энергоэффективности. С 2013 года функционирует институты способные управлять процессами повышения энергоэффективности и МКД на основе механизмов непрерывного обеспечения проведения энергоэффективной модернизации домов. Это региональные системы капитального ремонта, региональной операторы. Кроме того, надо учитывать моральный аспект – сегодня капремонт финансируется практически полностью за счёт ежемесячного взноса собственников жилья, а в год эта сумма составляет 300 миллиардов рублей. Снижение потребления энергоресурсов и воды в жилье может стать триггером повышения эффективности во всех звеньях цепи производства, транспортировки, распределения, поставки потребителю энергоресурсов», – сообщил руководитель комиссии.

По его словам, энергоэффективная модернизация МКД влечет за собой целый ряд полезных эффектов: социальный – за счет снижения платы населения и повышения комфорта; энергетический – экономия первичной энергии; экологический – снижение выбросов; бюджетный – снижение расходов на субсидии льготы при оплате жилья коммунальных услуг.

Несмотря на существенные эффекты, тренд остается негативным. На это оказывают влияние такие факторы как низкая мотивация строительства МКД с высокими классами эффективности у строителей и низкая мотивация собственников в проведении энергоэффективного ремонта, который влечет дополнительные расходы. Недостаточное финансовое обеспечение региональных программ капремонта и отсутствие действенных механизмов привлечения банков для финансирования капитальных ремонтов. Кроме того, в обществе остается низким уровень доверия к эффектам от реализации энергоэффективных мероприятий. Владимир Талалыкин полагает, что экспертный потенциал комиссии позволяет сформировать реальные предложения по изменению ситуации и созданию условий для расширения работы по энергоэффективности.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет „МЭИ“» Евгений Гашо представил успешные кейсы энергоэффективных объектов. Члены комиссии предложили собрать каталог энергоэффективных кейсов, которые могут быть полезны в регионах.

Татьяна Соколова, генеральный директор Ассоциации центров энергосбережения «РАЦЕС», рассказала, что Минэкономразвития выпустил документ, предусматривающий составление рейтинга регионов по энергоэффективности, всего в рейтинге 7 классов. Оцениваться они будут по пяти показателям, среди которых, например, уличное освящение. До сих пор процент энергоэффективного уличного освещения по стране менее 50%. Она также выразила готовность собрать успешные энергоэффективные практики, поделиться методологией и опытом.

В обсуждении темы приняла участие заместитель директора департамента стратегических проектов Минстроя России Анна Огурцова, которая отметила, что в Стратегии развития отрасли повышение энергоэффективности записано как приоритет, и ведомство ежегодно запрашивает средства на реализацию программ по энергоэффективности. Она поддержала инициативу аккумулирования и тиражирования успешных практик в данном направлении.

В рамках третьего вопроса тему эксплуатации МКД затронул руководитель комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования, президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. Он отметил, что опыт посещения регионов свидетельствует – энергоэффективных домов фактически нет, а если они и имеют высокий класс энергоэффективности, строители не передают УК документацию, которая позволила бы грамотно эксплуатировать объект, его ремонтировать. Нормативные документы не содержат никаких обязательств по этому вопросу.

«Без документации управлять МКД невозможно. Мы готовим поправки в 10 нормативных документов, в том числе Гражданский и Градостроительный кодексы. Самое главное – надо сделать одну систему наименований и терминов. Увязать все вопросы эксплуатации с проектированием, строительством и изысканиями», – подчеркнул он.

По итогам заседания принято решение проработать до уровня практических предложений вопрос энергоэффективности МКД и вынести предложения на Общественный совет при Минстрое России.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом