Тарифы на услуги ЖКХ предложили устанавливать на пять лет

В Госдуме разработали дорожную карту, которая поможет решить коммунальные проблемы в стране.

В России могут ввести единый порядок расчета региональных стандартов стоимости услуг ЖКХ, а сами тарифы зафиксировать сроком на пять лет. Стабильная ситуация на рынке будет способствовать привлечению инвесторов, которые вложатся в модернизацию инфраструктуры, считают в рабочей группе Госдумы по совершенствованию законодательного регулирования сферы ЖКХ. «Парламентская газета» изучила разработанную депутатами и экспертами дорожную карту, реализация которой должна положить конец вечно текущим трубам и крышам, скандалам с управляющими компаниями и отключениями тепла в холодное время года.

Акцент на инфраструктуру

Рабочую группу по ЖКХ создали в ответ на коммунальные аварии, случившиеся в начале 2024 года в Подмосковье и других регионах, в результате которых без тепла зимой остались тысячи людей. Глава рабочей группы, вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев на первом заседании назвал ситуацию в ЖКХ сложной, а в некоторых регионах критической. Основной причиной зимних аварий, по его словам, стали прорывы в тепловых сетях, произошедшие вследствие их изношенности, а также некачественной подготовки ряда объектов теплоснабжения к отопительному сезону.

Чтобы разработать долгосрочный план модернизации сферы ЖКХ, расширили состав экспертного совета профильного думского комитета.

«Мы в течение девяти месяцев работали вместе с коллегами из федеральных ведомств, собирали аналитику от регионов, привлекали к работе Счетную палату, профессиональные сообщества и ассоциации, — рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. — Получился выверенный документ, в котором отражены не только все ключевые проблемы отрасли, но и пути их решения вместе с ответственными и сроками по каждому пункту».

Всего таких пунктов в итоговой версии 39, из них 12 посвящены развитию обновлению инфраструктуры ЖКХ. Депутаты и эксперты сосредоточились на том главном, что поможет модернизировать оборудование ресурсоснабжающих организаций, в том числе километры изношенных сетей, рассказала нашему изданию зампред думского комитета Светлана Разворотнева. Некоторые положения дорожной карты уже реализуются, отметила она. Например, есть поручение президента запустить комплексную государственную программу модернизации коммунальной инфраструктуры с общим объемом финансирования не меньше 4,5 триллиона рублей до 2030 года. Это должны быть не только бюджетные деньги, но и средства инвесторов, привлекать которые сейчас мешает ряд ограничений и несовершенств законодательства.

Правила игры для инвесторов

Рекомендации разделены на пять разделов. В первом — модернизация коммунальной инфраструктуры — много внимания уделено взаимодействию бизнеса и власти, реализации инвестиционных программ организаций ЖКХ. Члены рабочей группы предлагают кабмину усовершенствовать порядок утверждения, актуализации и корректировки инвестпрограмм в водоснабжении, водоотведении и теплоснабжении. Регионы могут получить право устанавливать льготы по налогу на имущество в отношении объектов, созданных в результате инвестиционной деятельности. Реализацию инвестпрограмм хотят строже контролировать. Ежегодный объем модернизации объектов коммунальной инфраструктуры может стать одним из показателей эффективности деятельности главы субъекта РФ.

«Нам не дает покоя тема взаимодействия бизнеса и власти, — прокомментировала предложения Светлана Разворотнева. — Контрольные мероприятия показали, что в четверти случаев в концессионных соглашениях никто ни во что не вкладывал деньги, а просто брали и эксплуатировали объекты. Сейчас депутаты анализируют концессии у себя в регионах. Мы хотим не только уточнить условия заключения договоров, но и установить графики их выполнения. Для этого может быть создан портал, где будет размещаться такая информация».

В дорожной карте кабмину предложено сформировать долгосрочную тарифную политику, а также единый порядок определения региональных стандартов стоимости услуг ЖКХ и субсидий. Разработчики документа отметили важную роль эффективного тарифного регулирования, операционной эффективности и стабильных условий, которые будут способствовать привлечению частных инвестиций. При этом рекомендовали устанавливать тарифы на коммунальные услуги не менее чем на пять лет, но с возможностью ежегодной индексации на размер инфляции.

Умные счетчики — в каждый дом

Чтобы техническое состояние дома не становилось сюрпризом для управляющей компании и для ресурсоснабжающих организаций, в дорожной карте предложили создать базу данных, используемой для оценки состояния коммунальной инфраструктуры — аварийность, процент износа тепловых сетей и другое. Она будет формироваться на основе показаний автоматизированных средств контроля и учета.

Что касается умных счетчиков, то их могут обязать устанавливать в новых домах на этапе строительства, а в старых — при проведении капремонта. Также в разделе капремонта предложили пересмотреть перечень услуг и тарифов в зависимости от конструктивных элементов и оборудования дома, обратить внимание на мероприятия по повышению энергоэффективности.

В разделе об управлении домом депутаты и эксперты предложили упростить процедуру проведения общего собрания собственников, а совету дома — позволить решать некоторые вопросы без общего собрания. Могут появиться единые стандарты управления домом, требования по материально-техническому обеспечению управляющих компаний. В целом в дорожной карте прописано повышение требований к УК, в том числе введение единой формы договора управления, использование стандартного перечня работ, исходя из которого будет формироваться тариф на содержание жилья.

В дорожную карту внесли предложение утвердить программу подготовки кадров для ЖКХ, предусмотрев для студентов бюджетные места и целевое обучение, а также кабмину рекомендовали создать отдельное ведомство, которое будет ведать вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас эти полномочия реализует Минстрой.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом