Энергоэффективность зданий: почему россияне платят за отопление улицы

Около 80% от общей площади зданий РФ занимают многоквартирные дома и общественные объекты, теплопотребление которых составляет 75% объема по стране.

При этом уровень энергоэффективности существующего фонда зданий колеблется от D (нормальный) до Е (пониженный), следует из результатов исследования Финансового университета при правительстве РФ. Почему россияне платят за отопление улицы и как это исправить — в материале «Газеты.Ru».

С 1 июля 2025 года тарифы на отопление в России в среднем вырастут на 12%, бессмысленный обогрев атмосферы увеличит нагрузку на семейные бюджеты. Решение здесь может быть одно — повысить энергоэффективность зданий.

Сделать это возможно при помощи комплекса мер, в числе которых — применение современных теплоизоляционных материалов.

В течение двух лет авторы исследования изучали, каким образом применение современных технологий и теплоизоляционных материалов влияет на повышение энергоэффективности зданий и на количество парниковых выбросов.

Как повысить энергоэффективность

Аналитики рассмотрели три сценария повышения энергоэффективности. В первом подразумевается, что все останется на существующем уровне, то есть в пределах класса D. Второй подразумевает некий усредненный вариант и позволит дотянуть здания до класса С/В (повышенный / высокий).

Третий сценарий предполагает, что все мероприятия по теплоизоляции зданий выполняются по максимуму, включая обязательную установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) и утепление ограждающих конструкций зданий. Это позволит значительно повысить энергоэффективность до уровня А (очень высокий) и выше.

«В синергии с применением инженерных решений, регулирующих подачу тепла, теплоизоляция, сопоставимая с высокими классами энергоэффективности, позволит достичь заданных целей. Самым простым и недорогим способом добиться классов энергоэффективности А, А+, А++ является утепление ограждающих конструкций», — прокомментировала результаты исследования в ходе панельной дискуссии на выставке RUPLASTICA исполнительный директор РАПЭКС (НО «Ассоциация производителей экструдированного пенополистирола «РАПЭКС») Мария Бочковская.

Интересны данные анализа тепловых потерь в зданиях. Большая часть (46%) означает потери на инфильтрацию. Грубо говоря, тепло уходит на подогрев улицы. 26% потерь происходит через наружные стены, 16% — окна, 5% — крышу, 4% — перекрытия и цоколь, 0,3% — входные двери.

Между тем, только на утеплении фасадов, покрытия и цоколя можно устранить 29% тепловых потерь. Изоляция окон дает еще 4%.

Дополнительные меры

Авторы исследования по повышению энергоэффективности и снижению углеродного следа зданий (совокупности всех выбросов парниковых газов) подчеркивают, что достичь таких показателей можно только с учетом дополнительных мер, включая автоматизацию индивидуальных тепловых пунктов, узлов управления гидрорежимами, переоборудования вентиляции и так далее.

Что это даст? Во-первых, значительно снижается оплата за отопление зданий. Кроме этого, снижаются капитальные затраты на строительство источников энергии, на подключение к энергосетям.

По словам Елизаветы Евсеевой из Российской ассоциации полимерных энергоэффективных технологий (РАПЭТ), за счет применения энергоэффективных технологий при строительстве нового жилья и капитальном ремонте снижается количество потребляемых услуг, соответственно, меньше денег бюджетной системы уходит и на субсидии льготникам. Высвободившиеся средства государство может направлять на модернизацию систем ЖКХ, которые находятся в плачевном состоянии.

По данным исследования, общая экономия за 13 лет при сценарии, предусматривающем максимум мер по повышению энергоэффективности, составит 21 трлн рублей. Из них 7 трлн даст прирост бюджетных поступлений, 6,1 трлн будет сэкономлено за счет сдерживания роста сумм в платежках, 0,9 трлн удастся получить благодаря снижению затрат на подключение к сетям, 0,8 трлн даст сокращение выброса парниковых газов.

Прошлогодний опыт аварий на объектах теплосетей в Подмосковье и других регионах показал, что они изношены и увеличивать нагрузку на них попросту опасно. Строительство энергоэффективного жилья и энергоэффективный капремонт снижают нагрузку на сети.

«Таким образом, регионы получают временной лаг для того, чтобы модернизировать сети ЖКХ. Они также получают высвободившиеся средства от субсидирования. В этом — один из основных социально-экономических эффектов повышения энергоэффективности для государства», — резюмировала эксперт.

Снизить углеродный след

Отдельно в исследовании рассматривается углеродный след (выбросы парниковых газов) при трех сценариях повышения энергоэффективности. Сегодня отопление жилья генерирует 12% общей эмиссии парниковых газов в стране. Актуальность проблемы глобального потепления жители России уже наблюдают воочию.

С одной стороны, есть задача ежегодно вводить в строй 40–50 млн кв.м. многоквартирных домов до 2035 г. С другой — к 2050 году количество выбросов CO₂ должно быть сокращено с 2 119 млн т CO₂-эквивалента до 1 830 млн т.

Снизить углеродный след от отопления зданий до 238 млн т в CO₂-эквиваленте можно только в том случае, если все строящиеся жилые здания будут относиться к классу А. То есть при наилучшем сценарии, описанном в исследовании.

Воплотить в жизнь расчеты поможет дорожная карта, подготовленная на основе исследования. Она включает в себя ряд мероприятий, направленных на контроль энергоэффективности на разных стадиях жизненного цикла зданий, стимулирование строительства энергоэффективных объектов, обеспечение пожарной безопасности используемых материалов и конструкций, а также упрощение использования современных технологий.

Существенным результатом станет создание единой системы контроля энергоэффективности, установление динамики изменения требований, уточнение норм проектирования. Сокращение теплопотерь в рамках капремонтов, мотивация застройщиков и покупателей жилья к реализации энергоэффективных решений, снижение административных барьеров для внедрения новых технологий, адаптация требований пожарной безопасности к новым материалам — все это и многое другое предусмотрено дорожной картой.

Комплексный подход

Участники рынка подчеркивают, что базовые эффекты и стимулирующие меры повышения энергоэффективности зданий должны быть реализованы комплексно. В такой комплекс мер входит актуализация нормативов, стимулирование строительства новых зданий с повышенными характеристиками энергоэффективности через финансовые инструменты и льготы от государства, совершенствование системы господдержки финансирования энергоэффективного строительства и капремонта жилья.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом