Энергосбережение — с новой программой

Среднегодовые темпы сокращения энергоемкости ВВП в России сегодня, по оценке экспертов, отстают от среднемировых темпов в три раза.

Изменить ситуацию призвана межотраслевая модель управления в области повышения энергетической и ресурсной эффективности, которую сейчас разрабатывает Минэкономразвития.

Максим Колесников, первый заместитель министра экономического развития РФ:

«Сейчас мы заканчиваем формировать перечень мер, которые необходимо интегрировать в проект паспорта государственной программы. Предлагаем включить в него целевые показатели по экономике, а отраслевые показатели мероприятий отразить в паспортах федеральных проектов.

В качестве ключевых показателей госпрограммы будем учитывать как энергоемкость ВВП, так и показатели, которые свидетельствуют о низкоуглеродном развитии. Первый блок создаваемой госпрограммы — это комплекс процессных мероприятий. В том числе актуализация существующего законодательства и отдельные отраслевые федеральные проекты: повышение энергетической эффективности и низкоуглеродное развитие зданий, строений и сооружений в сфере ЖКХ, в энергетике, в промышленности, в транспорте, в сельском хозяйстве, в устойчивом землепользовании и лесном хозяйстве.

По поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина на текущем этапе актуализируется целевой показатель комплексной госпрограммы по снижению энергоемкости ВВП (на 35% к уровню 2019 года), уточняется базовый год, а также отраслевые показатели по энергоэффективности и энергосбережению. При расчете целевых показателей учитываются меры, которые уже реализуются в отраслях экономики.

При разработке проекта паспорта госпрограммы будут учтены мероприятия операционного плана реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Планируем в середине мая разослать на согласование проект государственной программы заинтересованным ведомствам и экспертам, чтобы в июне внести госпрограмму в Правительство.

Разработчики также учитывают в новой госпрограмме итоги первого этапа создания Российской системы климатического мониторинга, включая сценарные характеристики изменений климата в 1850–2100 годах, значения выбросов и поглощений парниковых газов в Кадастре антропогенных выбросов. Двукратное увеличение показателя поглощений по сравнению с прошлыми оценками научно обосновано. Также создана система прогнозирования выбросов парниковых газов, методики разработки сценариев и моделей оценки социально-экономических эффектов реализации климатической политики».

Айсен Николаев, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», глава Республики Саха (Якутия):

«Энергосбережение и повышение энергоэффективности являются приоритетными задачами для нашей страны. В дальнейшем они будут способствовать снижению энергоемкости ВВП, росту конкурентоспособности экономики, уменьшению негативного влияния на окружающую среду, достижению углеродной нейтральности экономики, а также обеспечению энергетической безопасности страны в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве.

Именно поэтому Президент России поставил перед нами цель обеспечить значимый рост энергетической и ресурсной эффективности экономики.

На федеральном уровне создана нормативно-правовая база и утверждена государственная программа по снижению энергоемкости ВВП на 35% к 2035 году по сравнению с уровнем 2019 года. К сожалению, в ней пока нет конкретных целевых показателей и механизма финансирования. Программа требует конкретизации — необходимо определить источники финансирования и мероприятия для ее реализации. Без этого сложно добиваться реальных изменений. Особенно это чувствуют регионы — при всем желании и усилиях без поддержки центра масштабную работу вести непросто.

Субъекты Российской Федерации проводят самостоятельную региональную политику по повышению энергоэффективности и энергосбережению в пределах своих полномочий и финансирования. Но без федеральной поддержки эта работа не может проводиться в необходимых масштабах.

Сейчас, по оценкам экспертов, среднегодовые темпы сокращения энергоемкости ВВП в России отстают от среднемировых темпов в три раза.

У России огромный потенциал в сфере энергосбережения, который позволит не только экономить ресурсы, но и зарабатывать, направляя средства на модернизацию инфраструктуры и повышение качества жизни людей.

Необходимо создание меж-отраслевой модели управления в области повышения энергетической и ресурсной эффективности, а также усиления поддержки со стороны государства. Такая работа уже ведется».

Юрий Станкевич, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике:

«Локальные успехи в области повышения энергетической эффективности экономики есть на уровне отдельных отраслей и компаний. Но потенциал экономии по-прежнему велик — около трети от всех потребляемых энергоресурсов (нефти, газа, угля, вырабатываемой на их основе тепловой и электрической энергии и др.).

Непозволительная расточительность, которая ложится бременем на всех, закладывается в стоимость товаров и услуг.

Эффективное использование ресурсов — это не только конкурентоспособность экономики, технологическое развитие и снижение негативного антропогенного воздействия, но и обеспечение национальной энергетической безопасности, недопущение дефицита энергии на фоне непрерывно растущего спроса на нее.

Принятый почти шестнадцать лет назад федеральный закон № 261 «Об энергосбережении…» уже не отвечает вызовам времени и не справляется с возложенными на него задачами.

Успешный стимул — это всегда умелое сочетание кнута (в виде обязательных требований) и пряника (механизмов экономической мотивации).

Среди представленных Юрием Станкевичем предложений:

  • долгосрочные целевые соглашения между ФОИВ и компаниями, осуществляющими энергоемкие виды деятельности;
  • частичный возврат обязательных энергообследований для ресурсоемких отраслей;
  • повышение требований к качеству энергоаудита и перезагрузка саморегулируемых организаций в рассматриваемой сфере;
  • распространение требований по установлению классов энергоэффективности на общественные, административные, культурно-досуговые, торговые здания, гостиницы и др., контроль на протяжении всего жизненного цикла;
  • унификация полномочий и правового статуса региональных центров энергосбережения;
  • возвращение Правительству России полномочий по установлению надзора за энергосбережением, возложение доп. функций на Ростехнадзор».

Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ):

«Стоит обратить внимание на формирование условий для создания отечественных энергосберегающих технологий, а также создание стимулов к повышению энергетической эффективности для отечественных производителей оборудования высокой энергетической эффективности. Это будет способствовать интенсивному технологическому обновлению базовых секторов экономики».

Справка


В России будет создана Комплексная межотраслевая модель управления в области повышения энергетической и ресурсной эффективности экономики, увязанная с национальными и федеральными проектами, а также государственными программами. Такая работа ведется согласно поручению Председателя Правительства России Михаила Мишустина. Единый план по достижению поставленных целей должен быть готов к 9 июня текущего года и отражать разработки ведомств по перечню ресурсов, необходимых для оценки ресурсной эффективности экономики.

Необходимость разработки госпрограммы обусловлена высоким уровнем энергоемкости ВВП. Кроме того, значительную долю потребления энергоресурсов в России составляют неэнергетические нужды, когда топливо используется в качестве сырья для нефте- и газохимии и в других областях. Наиболее энергоемкими секторами остаются электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая и добывающая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство.

Энергоемкость ВВП в 2023 году составила 9,28 тонны условного топлива (т у. т.)/млн руб. в ценах 2016 года, что на 3,9% ниже уровня 2022 года. Потребление топливно-энергетических ресурсов в России растет и в 2023 году достигло 1 045 млн тонн условного топлива (т у. т.) (на 2%, или 17 млн т у. т. больше, чем в 2022 году).


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2025 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2025 году на очередной трехлетний период.

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2025 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения в соответствии с установленными ЦУС на очередной 3-летний период.

В 2025 году программа энергосбережения должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения — объем работ и порядок составления в 2025 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2025 году на очередной 3-летний период, выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2025 году — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2025 году является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом