Внедрение интеллектуальной системы учета газа по аналогии с системой учета потребления электроэнергии позволит снизить потери газа, повысить платежную дисциплину и безопасность его потребления в быту

Внедрение интеллектуальной системы учета газа по аналогии с системой учета потребления электроэнергии позволит снизить потери газа, повысить платежную дисциплину и безопасность его потребления в быту.

Об этом первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный заявил на выездном совещании Комитета на тему «Вопросы интеллектуального учёта поставок газа. Законодательный и технологический аспект», прошедшем в Нижнем Новгороде 20 июня 2025 года.

Нижний Новгород был выбран в качестве площадки не случайно: именно здесь был проведен пилотный проект по установке интеллектуальных приборов учёта газа абонентам за счет средств поставщика газа. В период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года счетчиками оборудовали 1 603 домовладений, использующих газ для отопления. Это позволило обеспечить повышение достоверности учета газа за счёт автоматической передачи данных; исключить планово-нормативные начисления; более оперативно устранять утечки газа и негерметичность сетей.

Открывая совещание, Павел Завальный отметил, что работа по созданию системы интеллектуального учёта газа была начата ещё в 2018 году, и значительно интенсифицирована с началом реализации по поручению Президента РФ программы социальной газификации регионов.

«Внедрение интеллектуальной системы учета газа с переносом ответственности за установку приборов на поставщика газа открывает новые возможности для повышения надежности газоснабжения, снижения технологических и коммерческих потерь для поставщиков газа и затрат на коммунальные услуги — для потребителей. Она позволяет значительно снизить влияние человеческого фактора на безопасность газа в быту, особенно в многоквартирных домах, поскольку с современными приборами можно дистанционно перекрывать газ в случае его утечки. Также интеллектуальный учёт поставок газа поможет в укрепления платежной дисциплины», — заявил Павел Завальный.

Для развития системы интеллектуального учёта газа в России необходимо создание условий по трем ключевым направлениям:

  • нормативное регулирование, включая определение категорий потребителей газа, для которых установка интеллектуальных приборов учёта станет обязательной; перенос ответственности за установку интеллектуальных приборов учета на поставщика газа;
  • внедрение соответствующих технологий, производство достаточного количества интеллектуальных счётчиков и снижение их стоимости;
  • определение источников финансирования внедрения системы.

Как подчеркнул Павел Завальный, в части технологий интеллектуального учёта прогресс уже хорошо заметен: растет качество и функциональность счетчиков, количество их производителей, значительно снижается стоимость приборов.

Важно заинтересовать потребителей в установке интеллектуальных приборов учёта газа. И здесь на первом месте — вопрос повышения безопасности газа в быту и удобство эксплуатации.

Что касается финансирования, сегодня в России требуется установка порядка 16 млн. интеллектуальных приборов учёта газа до 2035 года. Предварительные расчеты показывают высокие, более 540 млрд. руб., затраты на такую работу, из них 251 млрд. не обеспечены источниками финансирования. С учётом этого, внедрение интеллектуального учёта газа должно носить длительный и поэтапный характер с тщательной проработкой вопроса об источниках финансирования, а также принятием и изменением значительного количества законодательных и нормативных правовых актов. В качестве мер поддержки внедрения системы интеллектуального учёта газа могут быть использованы механизмы дополнительной индексации оптовой цены на газ, снижение налога на имущество, налога на прибыль компаний-производителей, введение спец. надбавки и другие меры государственной поддержки.

Предложения по законодательному обеспечению создания системы интеллектуального учёта газа , высказанные на выездном совещании, войдут в Протокол по его итогам. На осеннюю сессию в Государственной Думе намечено проведение круглого стола по этой теме.


Комитет Государственной Думы по энергетике

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2025 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2025 году на очередной трехлетний период.

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2025 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения в соответствии с установленными ЦУС на очередной 3-летний период.

В 2025 году программа энергосбережения должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения — объем работ и порядок составления в 2025 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2025 году на очередной 3-летний период, выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2025 году — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2025 году является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом