Почему России необходимо грамотное теплопотребление — как технологии и умное регулирование спасают от теплопотерь и высоких счетов

С приходом холодов и началом отопительного сезона в России вновь в полный рост встала проблема экономного расходования энергоресурсов.

Первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев выступил с инициативой о переходе к гибкому зонированному регулированию подачи тепла. Суть предложения в том, чтобы в первую очередь подавать отопление в старые дома — поскольку они, как правило, несут высокие теплопотери. Современным же зданиям, построенным с хорошей теплоизоляцией, отключать подачу тепла по мере необходимости.

Эксперты положительно оценили инициативу, но указали, что без изменения подхода к доутеплению зданий, основанного на доказанных преимуществах теплоизоляционных решений, повысить энергоэффективность зданий будет крайне трудно. Подробности в материале «Известий».

На пути к «гибкому» отоплению

Депутат Кошелев предлагает начинать отопительный сезон «не для всего района одновременно, а в первую очередь для домов, наиболее подверженных теплопотерям, — старых и аварийных зданий с неутепленными фасадами». А весной отопление в первую очередь можно отключать в современных, хорошо утепленных новостройках, где тепловая инерция значительно ниже.

Кошелев подчеркивает, что для реализации его предложения необходимо коренное обновление инфраструктуры. По его словам, современные технологические возможности обеспечивают условия для более гибкого принятия решений. Предполагается, что новые сети позволят реагировать на изменение температуры без риска возникновения сбоев.

Запуск отопительного сезона традиционно осуществляется при установлении среднесуточной температуры воздуха на уровне +8°C и ниже, сохраняющейся не менее пяти суток подряд. Единые сроки и порядок подачи тепла закреплены федеральными нормативами, что позволяет избежать неравномерной работы котельных и тепловых станций при кратковременных похолоданиях.

На практике процесс включения отопления осуществляется поэтапно. В первую очередь тепло подаётся в детские сады, школы, больницы и другие социально значимые учреждения. Затем подключаются жилые дома и административные здания, а в последнюю очередь — промышленные и торговые объекты. Такая последовательность обусловлена техническими особенностями теплосетей: транспортировка теплоносителя по протяжённым трубопроводам требует времени для выравнивания параметров системы.

Фиксированные графики начала и завершения отопительного сезона нередко вызывают неудобства у граждан. Весной отопление может сохраняться даже при устойчивом потеплении, тогда как осенью жители старого жилого фонда вынуждены ожидать официального распоряжения о его включении, что закономерно вызывает общественное недовольство.

— У нас пошли достаточно большие деньги на модернизацию тепловых сетей и котельных. Но основная проблема связана именно с плохим состоянием инженерных систем в многоквартирных домах, — комментирует зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. — Там их обновляют во время капитального ремонта. Но, к сожалению, во многих регионах денег на это не хватает, а подрядчики отказываются их ремонтировать, так как жильцы не дают допуска к ним.

Эксперты сходятся во мнении, что проблема не только в состоянии теплосетей, но и в самих зданиях. По статистике Минэнерго России, рост энергопотребления в стране составляет около 4% в год, и этот показатель будет только увеличиваться. Основные потребители — промышленность и бытовой сектор, который нуждается в дополнительных мощностях для обогрева зимой и охлаждения летом. Особую остроту проблема приобретает в старом жилом фонде, построенном до 2015 года, где износ инженерных систем ведет к значительным теплопотерям.

На страже тепла и бюджета

Все инструменты для решения проблемы дефицита энергоресурсов на отопление сегодня в России есть, подчеркивает директор дивизиона «Строительство» СИБУРа Алексей Сбоев.

— В процессе капитальных ремонтов многоквартирных домов и социальных объектов, а также при строительстве новых зданий важно предусматривать мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности, — говорит эксперт. — Это может включать в себя утепление фасадов и крыш современными синтетическими материалами с низкой теплопроводностью, установку энергосберегающих окон и систем управления отоплением. Исследования показывают, что полимерные теплоизоляционные материалы оказываются эффективнее традиционных аналогов на 20–30%, в зависимости от региона и конструктивных решений. Такие решения выгодны не только жильцам, которые получат комфортные условия и сэкономят на коммунальных платежах, но и органам власти, поскольку снизится нагрузка на системы тепло- и энергоснабжения, что минимизирует риск аварий на старых сетях.

Кроме того, добавляет Сбоев, это освободит ресурсы, которые можно направить на решение других важных задач, предоставит дополнительные мощности, необходимые для промышленности. На фоне актуальных вызовов, современные решения в строительстве становятся не просто данью инновациям, а рациональной потребностью.

— Полимерные теплоизоляционные материалы (ТИМ) — не просто альтернатива традиционным утеплителям. Это высокотехнологичные продукты, которые позволяют достичь качественно нового уровня энергосбережения, — поясняет специалист. — К примеру, применение ТИМ на основе пенополистирола (XPS, EPS), пенополиуретана (ППУ) вспененного полиэтилена, как при новом строительстве, так и при реконструкции старого жилого фонда, помогает эффективно удерживать тепло внутри помещений зимой и прохладу летом.

Внедрение фасадных теплоизоляционных композитных систем (СФТК) на основе отечественных плит из пенополистирола, говорит Сбоев, даст значительную экономию бюджетных средств. Эти плиты легко монтируются вручную, имеют длительный срок службы более 50 лет и не требуют частого ремонта. При этом, по сравнению с аналогичными технологиями, СФТК не только экономически эффективны, но и экологичны: материал не крошится, безопасен для здоровья рабочих и жильцов здания, не вызывает аллергии и не способствует распространению грибка.

Почему энергоэффективность в России буксует

Однако пока применение энергоэффективных технологий для российских девелоперов и строителей не стало приоритетом. Стоимость утепления обычно невелика относительно общей сметной цены проекта, а проведенные работы сходу не видны потребителю. Некоторые девелоперы предпочитают сосредоточиться на отделке фасадов или МОПов, несмотря на последующий рост коммунальных платежей жильцов и компромисс качества их жизни, говорит Сбоев.

— Кроме того, оценить реальную финансовую отдачу довольно трудно, — добавляет эксперт. — Многое зависит от поведения самих жителей многоквартирного дома и эксплуатирующих организаций: отсутствие простых инженерных решений для погодного регулирования в помещении снижает эффект от экономии ресурсов. Для полноценного функционирования энергоэффективных решений необходимо обеспечить выполнение всех требований к конструкции здания и установленному оборудованию.

С учетом растущих потребностей в энергоресурсах и старения жилого фонда, внедрение современных технологий утепления становится актуальной задачей не только для собственников жилья, но и для государственных структур. Гибкое зонированное регулирование подачи тепла, о котором говорит Владимир Кошелев, в сочетании с эффективными полимерными материалами может значительно улучшить ситуацию с теплопотерями и снизить финансовую нагрузку на граждан. Таким образом, переход к новым стандартам теплоизоляции и оптимизации систем отопления может стать залогом не только повышения качества жизни, но и устойчивого развития энергетической инфраструктуры страны.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2025 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2025 году на очередной трехлетний период.

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2025 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения в соответствии с установленными ЦУС на очередной 3-летний период.

В 2025 году программа энергосбережения должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения — объем работ и порядок составления в 2025 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2025 году на очередной 3-летний период, выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2025 году — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2025 году является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн