В рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя» состоялась тематическая сессия Фонда ЖКХ «Энергетический переход в жилищно-коммунальной сфере и господдержка программ обновления коммунальной инфраструктуры»

Сегодня, 13 октября 2021 года, в городе Москве в первый день работы Международного форума «Российская энергетическая неделя» прошла тематическая сессия «Энергетический переход в жилищно-коммунальной сфере и господдержка программ обновления коммунальной инфраструктуры».

Организатор сессии: государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ.

В мероприятии приняли участие первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин, заместитель Министра энергетики РФ Петр Бобылев, генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, заместители главы Фонда ЖКХ Ольга Сердюк и Андрей Шелковый, руководитель Комиссии ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова, заместитель председателя Правительства Сахалинской области Владимир Сидоренко, профессор НИУ «МЭИ» Евгений Гашо, руководитель программы «Повышение энергоэффективности жилищного сектора в РФ» Всемирного банка Илья Миняев, представители субъектов РФ и др.

В качестве модератора тематической сессии выступил профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Сиваев.

Первый заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин отметил важность темы, заявленной к обсуждению в рамках тематической сессии:

– Вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, на сегодняшний день являются одними из основных в сфере деятельности Минстроя России. Сегодня мы обсудим такие актуальные направления, как энергоэффективность и энергосбережение в сфере ЖКХ. В настоящее время данные темы являются одними из наиболее острых для любой отрасли. Прежде всего это экологическая задача – мы должны сокращать выбросы на предприятиях, в строительной и жилищно-коммунальной сферах, в том числе ради будущего наших детей, нашей планеты. Это большой вызов. Достижение высокого уровня энергоэффективности является стратегической задачей национального значения. И жилищно-коммунальное хозяйство здесь не исключение. Это одна из отраслей, которая требует наиболее пристального внимания. По линии Министерства строительства и ЖКХ РФ на сегодняшний день реализуется несколько направлений, способствующих повышению энергоэффективности. Если говорить об уже построенных домах, то здесь работает программа по стимулированию энергоэффективного капремонта. Такие мероприятия позволяют сократить самую большую статью расходов – на теплоснабжение. Коммунальная инфраструктура нуждается в масштабной модернизации. Для проведения данной работы у нас есть достаточное количество инструментов.

Заместитель Министра энергетики РФ Петр Бобылев подчеркнул, что необходимо сдержать темпы выброса парниковых газов, изменить энергобаланс. Роль ЖКХ в этом энергопереходе очень значима, особенно в части производства и потребления данной энергии. Если сфера ЖКХ при всем ее многообразии и социальной направленности не будет трансформирована за ближайшее десятилетие, она станет серьезным сдерживающим фактором в снижении углеродоемкости российской экономики.

Профессор НИУ «МЭИ» Евгений Гашо в своем докладе сообщил об особенностях применяемых «безуглеродных» решений в коммунальном комплексе городов. Также он представил информацию о реализации гибридных систем энергоснабжения на объектах реконструкции и в новом строительстве.

Руководитель Комиссии ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова подробно рассказала о практике и перспективах экологических проектов в ЖКХ:

– Основной пункт в энергопереходе – это снижение энергопотребления зданиями. Это и строительство энергоэффективного жилья, и капитальный ремонт, в том числе комплексный. Здания и сооружения потребляют порядка 36% всех мировых энергетических ресурсов. Энергия для зданий, в том числе для многоквартирных домов, – причина образования 39% мировых выбросов CO2. В Москве с 2017 года запущен пилотный проект. Более 1 400 домов заключили энергосервисные контракты на 6 лет. Средняя экономия граждан на оплату коммунальных услуг составляет 24%, это порядка 1,5 млн. рублей в год. Подобная программа действует также на территории Республики Саха (Якутия). Что касается модернизации систем коммунальной инфраструктуры – в качестве примера приведу Республику Башкортостан. Здесь проводятся мероприятия, связанные с ликвидацией в небольших городах старых котельных. Всего за 2015-2020 годы в 56 населенных пунктах региона было переведено на индивидуальное отопление 10,2 тыс. квартир, построено 66 маленьких блочных котельных. Подобные проекты реализовывались в Республике Татарстан и в Новосибирской области.

Заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк представила доклад на тему «Государственная поддержка проектов модернизации объектов ЖКХ – финансовая основа энергоэффективного обновления отрасли».

– Мы понимаем важность и сложность стратегических задач, которые ставят Президент РФ Владимир Путин и Правительство Российской Федерации. Нет никаких сомнений, что сейчас жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в технологической трансформации. У нас одновременно должен произойти рост объема вводимого жилья и сократиться углеродоемкость экономики. Для этого необходимо выработать комплексное решение. Реализуемые Фондом ЖКХ с участием субъектов РФ механизмы поддержки направлены на эффективное решение этих задач. Одним из социально значимых направлений деятельности госкорпорации всегда являлась реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. При ее выполнении мы уделяли особое внимание применению современных энергосберегающих технологий при возведении новых домов. В настоящее время с участием средств Фонда ЖКХ построено 652 таких дома в 66 регионах страны. Кроме того, Фонд ЖКХ на протяжении нескольких лет не менее успешно реализует программы поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов, которые также напрямую связаны с энергоэффективностью. Эта поддержка очень востребована регионами. За относительно небольшой срок и сравнительно небольшие средства, выделенные Фонду ЖКХ на реализацию этих проектов, удалось создать и отработать эффективный механизм модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства с использованием капитальных грантов. На реализацию данных проектов направлялись не только бюджетные средства, но и были привлечены средства частных инвесторов и граждан. Мы видим, как за последние годы интерес и доверие людей к проектам энергоэффективной модернизации ЖКХ заметно выросли. Это связано с тем, что граждане видят реальные результаты, – подчеркнула Ольга Сердюк.

Кроме того, заместитель генерального директора Фонда ЖКХ подробно рассказала о модернизации систем коммунальной инфраструктуры с участием средств Фонда национального благосостояния:

– Госкорпорация совместно с регионами и Минстроем России готовится к старту реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках разработанного Правительством РФ «Инфраструктурного меню», которое представлено в основном финансовыми инструментами, привлекаемыми на возвратной основе. На эти цели из средств Фонда национального благосостояния будет направлено 150 млрд. рублей. Финансирование проектов предполагается осуществлять в форме предоставления льготных займов ресурсоснабжающим организациям на реализацию проектов по модернизации объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, включая ливневую канализацию минимальной стоимостью 100 млн. рублей. Данная работа приведет к положительным экономическим и климатическим эффектам как за счет роста выручки ресурсоснабжающих организаций, так и вследствие снижения аварийности, потерь на сетях, удельного расхода топлива, негативного воздействия на окружающую среду, а также даст дополнительные поступления в бюджетную систему России всех уровней в размере порядка 100 млрд. рублей. Считаем, что такие отраслевые проекты, финансируемые с участием государства, в обязательном порядке должны быть нацелены на повышение энергетической эффективности.

Также Ольга Сердюк сообщила участникам мероприятия о важности строительства объектов теплоснабжения, работающих на «зеленых» видах топлива, в том числе сжиженном природном газе и РДФ-топливе. В 2017-2018 годах в Ленинградской области были построены три таких котельные совокупной мощностью 7,7 Гкал/час. В настоящее время прорабатывается вопрос строительства многотопливной котельной способной использовать РДФ в Магаданской области.

Завершая выступление, заместитель главы Фонда ЖКХ Ольга Сердюк рассказала об обучающих проектах Фонда ЖКХ:

– Вопросы энергоэффективности должны быть предметом постоянного внимания не только в кругу экспертов, но и быть в повестке обсуждения и просвещения на всех общественных площадках, в самых разнообразных форматах. Об энергоэффективности на понятном языке нужно говорить и со школьниками, и с собственниками жилья, и с профессионалами.

Заместитель председателя Правительства Сахалинской области Владимир Сидоренко выступил с докладом «Перевод объектов коммунального теплоснабжения Сахалинской области на альтернативные виды топлива (СПГ) с участием средств Фонда в рамках государственной программы».

Руководитель программы «Повышение энергоэффективности жилищного сектора в РФ» Всемирного банка Илья Миняев рассказал об энергоэффективности жилого фонда, как источнике роста экономики России и снижения ее углеродоемкости.

Также с докладом выступил руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов.

Генеральный директор государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин отметил важность вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

– В стране порядка 30% производимой энергии расходуется на сферу ЖКХ. Из них порядка 10-30% – это нормативные потери ресурсопоставляющих организаций. В тех проектах, на реализацию которых мы предоставляли финансовую поддержку, мы ставили цель снизить потери энергоресурсов до 10%. Применение современных энергосберегающих технологий при строительстве многоквартирных домов, проведении капитального ремонта в совокупности может помочь достичь экономии, которая составит порядка 300 млрд. рублей в год.

Сюжет о тематической сессии «Энергетический переход в жилищно-коммунальной сфере и господдержка программ обновления коммунальной инфраструктуры» на телеканале «Россия 24» можно посмотреть здесь.


Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом