В рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя» состоялась тематическая сессия Фонда ЖКХ «Модернизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства как инструмент снижения энергоемкости и углеродоемкости российской экономики»

12 октября 2022 года, в городе Москве в первый день работы Международного форума «Российская энергетическая неделя» прошла тематическая сессия «Модернизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства как инструмент снижения энергоемкости и углеродоемкости российской экономики».

Организатор сессии – государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ.

В мероприятии приняли участие заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Алексей Ересько, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк, руководитель Комиссии ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова, вице-президент, руководитель центра энергоэффективности Фонда «Центр стратегических разработок» Екатерина Кваша, министр жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области Наталия Куприна, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Юрий Палтусов, глава городского округа город Волжский Волгоградской области Игорь Воронин, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов, представители субъектов РФ и др.

В качестве модератора тематической сессии выступил профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Сиваев.

Открывая работу мероприятия, он подчеркнул важность работы по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры ввиду высокой значимости отрасли ЖКХ как для граждан, так и в целом для страны.

По словам заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Алексея Ересько, жилищно-коммунальное хозяйство является не только крупнейшим потребителем энергоресурсов, но и формирует около 21% выбросов парниковых газов. На снижение аварийности и потерь в сетях (водо- и теплоснабжения) направлены программы «Инфраструктурного меню» и модернизации коммунальной инфраструктуры, проводимые с Фондом содействия реформированию ЖКХ.

В частности, Алексей Ересько отметил, что уже 76 субъектов РФ получили инфраструктурные бюджетные кредиты на 176 млрд. рублей. Кроме того, в 73 субъектах одобрено 225 проектов, потребностью в заемном финансировании 136,6 млрд. рублей по модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием льготных займов за счет средств Фонда национального благосостояния, реализуемых через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Параллельно с Фондом ЖКХ Минстрой завершает разработку программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023-2027 годы.

Руководитель Комиссии ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова представила доклад о современных вызовах и задачах снижения энергоемкости и углеродоемкости отрасли жилищного и коммунального хозяйства. В частности, она подробно рассказала о стратегии низкоуглеродного развития, которая была принята в 2021 году.

– На самом деле у нас уже сейчас имеются законодательные инструменты, которые позволят помочь осуществлять комплексную модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день в Градостроительном кодексе РФ есть понятие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Но прежде, чем разрабатывать схемы, которые между собой должны быть увязаны в единую программу, нам необходимо видеть те самые документы социально-экономического прогнозирования, планы вводов объектов капитального строительства и планы программ капитального ремонта. Это важно для того, чтобы эффективно вкладывать денежные средства в модернизацию коммунальной инфраструктуры, использование которой будет востребовано у потребителей, – сообщила Ирина Булгакова.

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов рассказал о роли комплексного подхода при реализации инфраструктурных проектов в теплоснабжении. В частности, он отметил, что благодаря предоставлению Фондом ЖКХ льготного финансирования из средств ФНБ компанией будут реализованы проекты модернизации коммунальной инфраструктуры в 17 городах, расположенных на территории 12 субъектов РФ.

Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Юрий Палтусов представил доклад на тему «Опыт внедрения энергоэффективных решений в модернизации коммунальной инфраструктуры и жилого фонда». В частности, он сообщил, что в регионе в 2014 году было принято решение переходить на поквартирное отопление. Большую актуальность данная работа имеет в муниципальных образованиях, расположенных в сельской местности с невысокой плотностью застройки, где также зачастую нет специалистов, имеющих опыт обслуживания котельных. Данная программа была принята в 2015 году, в 2021 году на такой способ отопления перевели более 10 тыс. квартир. Стоимость работ составила 2,31 млрд. рублей, из которых 2,2 млрд. рублей – средства бюджета региона.

Глава городского округа город Волжский Волгоградской области Игорь Воронин представил доклад на тему «В поиске нестандартных решений для городской энергетики», акцентирующий внимание на потенциал использования новых технологий в области теплоснабжения.

Заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк выразила благодарность представителям субъектов РФ за активную работу в части модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

– Фондом ЖКХ накоплен значительный опыт сопровождения различных механизмов поддержки модернизации в жилищно-коммунальном хозяйстве. В коммунальном секторе такая поддержка осуществляется с 2015 года. В ходе реализации программы, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации №1451, приоритетом являлись создание и модернизация социально значимых объектов инфраструктуры в населенных пунктах численностью до 500 тыс. человек, обновление которых не окупается за счет тарифных источников. В текущем году мы приняли участие в реализации запущенной Правительством РФ масштабной программы опережающего инфраструктурного развития – «Инфраструктурное меню», в рамках которой предоставляются займы за счет средств Фонда национального благосостояния. Такой механизм позволяет направлять на льготных условиях возвратные средства для экономически окупаемых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, без необходимости резкого роста тарифов на коммунальные ресурсы для населения, – подчеркнула Ольга Сердюк.

Также она сообщила, что сегодня по поручению Президента Российской Федерации разрабатывается новая 5-летняя программа комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры, оператором которой станет Фонд развития территорий.

– И все же, несмотря на развитую систему мер поддержки в коммунальном секторе, на мой взгляд, недооцененным и неиспользованным остается потенциал модернизации основного потребителя коммунальных ресурсов – жилищного фонда. Фонд ЖКХ с 2017 по 2021 годы реализовывал пилотный проект поддержки энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с постановлением Правительства РФ №18. Механизм такой поддержки имеет наибольшее стимулирующее действие на инициативных собственников помещений в многоквартирных домах с изначально низким уровнем энергетической эффективности. Полагаю, что в дополнение к тем средствам, которые будут направлены на модернизацию коммунальной инфраструктуры, выделение дополнительного финансирования на поддержку такого капремонта позволило бы получить дополнительные эффекты в виде сокращения потерь энергии и снижения платежной нагрузки на население. При проведении энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов совместно с модернизацией коммунальной инфраструктуры мы получим по-настоящему комплексный эффект, на который направлены поручения Президента РФ и положения готовящейся к утверждению Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, – сказала Ольга Сердюк.

Вице-президент, руководитель центра энергоэффективности Фонда «Центр стратегических разработок» Екатерина Кваша представила доклад на тему «Актуальность климатической повестки, энергоэффективности и ресурсосбережения в свете задачи по обеспечению комплексного подхода при модернизации ЖКХ». В частности, в докладе было отмечена стратегическая для национальной экономики актуальность повестки снижения энергоемкости и углеродоемкости отрасли жилищно-коммунального хозяйства, достижение которых возможно за счет масштабного применения энергоэффективных решений и технологий.

Министр жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области Наталия Куприна поделилась опытом работы по сокращению углеродного следа, которая проводится в регионе в течение двух лет и неразрывно связана с реализацией мероприятий по комплексному повышению энергоэффективности коммунальной инфраструктуры и жилого фонда. В частности, она рассказала о мероприятиях по повышению энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства: переводе котельных на газ в качестве источника теплоснабжения, замене устаревших сетей и проведении комплексного энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов, включающего утепление фасадов, автоматизацию систем отопления и ряд других необходимых мероприятий.

Сюжет на телеканале «Россия 24» о тематической сессии Фонда ЖКХ в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя» можно посмотреть здесь.

Источник информации:
Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ


СРО НП «МАЭ» — СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом