Российская газета: В Минстрое обсуждают ограничение на строительство неэнергоэффективных зданий

В Минстрое обсуждается предложение ограничить строительство зданий с низким классом энергоэффективности в регионах с риском дефицита электроэнергии. Об этом заявил замглавы ведомства Сергей Музыченко на совещании в Совете Федерации.

Это не первая попытка ведомства ограничить строительство неэнергоэффективных домов, правда, теперь оно касается не всей России, а отдельных регионов. Ранее Минстрой выпускал проект приказа, в котором с 2024 года запрещалось строительство многоквартирных домов (МКД) энергоэффективности ниже класса D (нормальный), а с 2026 года – C (повышенный).

Но проект принят не был. Причина проста: чем выше класс энергоэффективности здания, тем дороже его строительство, соответственно растет и цена квадратного метра.

Проблема в том, что для жильцов домов низкого класса энергоэффективности плата за коммунальные услуги и электроэнергию оказывается выше, чем для владельцев квартир в МКД высокого класса. Расход тепла и электроэнергии в домах с низкой энергоэффективностью оказывается больше. Потери составляют от 25% (для категории E) до 50% (для F).

А в России есть еще жилые дома категории G. Причем, как отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, главная проблема в том, что среди уже возведенного в РФ жилья энергоэффективным признано только 3% всего фонда многоквартирных домов. Хотя доля энергоэффективных домов среди проектов на этапе строительства в РФ за три года выросла до 30%.

Можно успокаивать себя, что в МКД не используется электроотопление, поэтому ввод дифференцированных тарифов для населения на электричество с начала этого года не отразится негативно на расходах жителей домов с низкой энергоэффективностью. Но электрообогреватели есть почти в каждой квартире. И их используют не только зимой, в случае аварий центрального отопления, но и в холодные периоды вне отопительного сезона. Нагреть квартиру в плохом доме значительно тяжелее, чем в хорошем. По мнению опрошенных "РГ" экспертов, дифференциация тарифов, к счастью, не увеличит платежи за электроэнергию жителей домов с низким классом энергоэффективности. Но платят они все равно больше владельцев квартир в дорогих новостройках.

По словам Станкевича, проведенный в 2023 году Счетной палатой анализ выявил, что количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов в отношении существующего жилищного фонда не установлены. Стимулирующие механизмы повышения энергоэффективности домов для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки жилищного строительства не нацелены на возведение домов высокого класса энергоэффективности.

На жилые здания, в том числе МКД, предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа РФ. При этом сейчас на федеральном уровне ни в одной госпрограмме не предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетов и целей госполитики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в строительной отрасли и ЖКХ, подчеркивает Станкевич.

В пресс-службе Минстроя "РГ" пояснили, что для повышения энергоэффективности МКД собственники могут установить приборы учета и бережливо потреблять коммунальные ресурсы, внедрить автоматизированные системы управления энергопотреблением и учета ресурсов, например, системы погодного регулирования. Ряд энергоэффективных технологий можно внедрить в рамках проведения текущего ремонта дома: например, установить энергосберегающие лампочки или датчики движения для их включения-выключения.

«Дополнительно следует рассмотреть мероприятия по снижению теплопотерь, такие как заделка щелей, установка доводчиков на двери и утепление трубопроводов», – отмечают в ведомстве.

Кроме того, Минстрой постоянно актуализирует документы для повсеместного установления приборов учета потребления коммунальных ресурсов. А в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект об энергосервисных контрактах, которые также являются механизмом повышения энергоэффективности. Он предусматривает, что инвестор вкладывается в повышение энергоэффективности здания, а затем часть платы жителей идет на погашение его затрат. При этом плата жителей с учетом получившейся экономии в совокупности с платой, которая идет инвестору, должна быть ниже, чем та, которую вносили жители до проведения этих работ.

Но здесь подразумевается, что фактически дело повышения класса энергоэффективности МКД ложится на плечи жильцов. Как правило, самый низкий класс присвоен домам, построенным в советский период, от четырех-пяти до двадцати двух этажей. Их жители не относятся к самым богатым слоям населения и брать на себя лишнюю финансовую нагрузку не то чтобы не захотят, но не смогут.

Как отмечает ведущий ТГ-канала Energy Today Андрей Романчук, включение мероприятий по повышению энергоэффективности в практику капитального ремонта приведет к дополнительным расходам граждан. А в домах с низким или "мусорным" классом энергоэффективности проживают, как правило, малообеспеченные граждане. В такой ситуации расходы может взять на себя бюджет, но при технологической и экономической целесообразности таких работ. В противном случае стоит задумываться над реновацией жилого фонда. Проблема стареющего и неэнергоэффективного жилья есть во всех странах мира, бояться ее обсуждения не стоит, а вот эффективными решениями вполне можно гордиться, считает эксперт.

По мнению заместителя директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Александра Винокурова, государственная программа повышения энергоэффективности жилого фонда крайне необходима. Значительная часть многоквартирных домов в России относится к старому жилому фонду, причем около 85% не имеют присвоенного класса энергоэффективности, а примерно 7% имеют класс D и ниже. Реализация такой программы позволит решить сразу несколько важных задач: снизить расходы граждан на электроэнергию, уменьшить нагрузку на электрические сети и генерирующее оборудование, продлить срок службы зданий и сократить выбросы парниковых газов.

Сейчас определять класс энергоэффективности дома никто не обязан, отмечает директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. В законах такого требования нет. Когда продается квартира в новостройке, в эконом- и комфорт-классе, никто даже не задумывается об энергоэффективности. Достаточно важным параметром это становится лишь в элитной застройке. В Москве и Подмосковье энергоэффективность домов определяли по инициативе местных властей. На зданиях появлялись таблички, к какому классу они относятся. При этом оценка шла скорее по проектным характеристикам здания, отмечает эксперт, а не через процедуру энергоаудита (когда инструментально оценивается реальная энергоэффективность конкретного здания).

В европейских странах класс энергоэффективности – это вполне конкретная характеристика: она зависит от того, сколько гигакалорий или киловатт приходится в этом доме на единицу площади, поясняет эксперт. К классу энергоэффективности там привязаны субсидии от государства на его повышение. Кроме того, в Европе очень высокие требования к новостройкам – они стремятся к нулевому потреблению. В России до сих пор не запрещено строительство зданий даже классов F и G. Там собственник обязан сообщить покупателю недвижимости характеристики энергоэффективности, потому что это говорит о его будущих расходах на коммунальные услуги. У нас же при покупке недвижимости интересуются чем угодно – площадью, видом из окна, удаленностью от станции метро, – но не энергоэффективностью. В России это абстрактная вещь.

Несколько лет назад на повышение энергоэффективности домов выделялись субсидии через Фонд ЖКХ, отмечает Генцлер. Через программу прошло около 220 домов. Сейчас подобных субсидий нет. Взять кредиты на это жители тоже, скорее всего, не смогут. А разрешается ли проводить такие работы в рамках капремонта – зависит от региона. Около двух десятков регионов разрешают делать это за счет минимального взноса. В остальных на повышение энергоэффективности жители должны дополнительно скидываться.

По словам Винокурова, стоимость мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирного дома зависит от множества факторов, включая выбранные технологии и материалы, региональные особенности, площадь здания и другие параметры. Например, утепление фасада типового 16-этажного дома советской постройки может стоить до 18 млн рублей.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2025 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2025 году на очередной трехлетний период.

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2025 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения в соответствии с установленными ЦУС на очередной 3-летний период.

В 2025 году программа энергосбережения должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения — объем работ и порядок составления в 2025 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2025 году на очередной 3-летний период, выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2025 году — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2025 году является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом