Строительное сообщество в России пока не очень-то верит в «зеленые» системы — считает их дорогими, технически сложными и тяжело окупаемыми. Тому есть свое объяснение. В момент появления «зеленой» темы в России мало кто задумывался о том, что ее нужно адаптировать к нашим реалиям, искать решения, подходящие для нашего рынка, климата, цен на энергоресурсы. Внедряли то, что «лежало на поверхности», благо, растущий рынок тех лет подобную расточительность прощал. И только позже мы задумались, что, быть может, вместо решений, любимых на Западе, например, солнечных батарей, было бы эффективнее применить решения менее растиражированные, но более подходящие к нашему контексту.

В годы экономического бума плохую службу делу энергоэффективности сослужила и пресловутая «нефтяная игла». Очарованные объемом добываемых ресурсов, гордые тем, что «от нас зависит вся Европа», мы не думали, что «зеленое» строительство может быть востребовано и иметь экономический эффект и в России. Сегодня, наконец, иллюзии ушли, мы получили первые опытные данные от внедренных решений и лучше понимаем, что «зеленые» технологии — это не столько специальное инженерное оборудование и технические системы, сколько особый, комплексный, подход к жизнедеятельности объекта. Он может включать в себя небольшие, но весомые мероприятия по повышению уровня энергоэффективности и созданию действительно качественной внутренней среды. Показательно, что энергоэффективность совсем не обязательно приводит к значительному удорожанию строительства объекта. Некоторые решения не требуют инвестиционных затрат в принципе, другие — имеют понятные периоды окупаемости (1-5 лет).

Рассмотрим несколько конкретных решений для рынка жилой недвижимости, которые позволят сделать объект энергоэффективным без существенных вливаний. Начать можно было бы с контроля герметичности монтажа оконных заполнений и наружной входной двери, а также с устройства герметичного входного тамбура и плотной двери на чердак... Хочется верить, что сегодня эти мероприятия перешли уже из разряда энергоэффективных в разряд простейших и обязательных к исполнению для всех застройщиков жилья.

Если говорить о более сложных решениях в области энергосбережения, то нужно упомянуть установку системы поквартирной приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией, которая экономит около 35% тепла и при этом позволяет владельцу регулировать температуру в помещении, не открывая окон и не включая электронагревателей. Решение это хорошо еще и тем, что оно дает рядовому владельцу квартиры ясное понимание того, что такое комфорт, и управление собственной экосредой. Стоимость реализации такого решения «под ключ» составляет примерно 45 тыс. рублей. Приведем пример. Цена 50-метровой двухкомнатной квартиры в Санкт-Петербурге, купленной на этапе строительства, составляет примерно 3 млн рублей. В процентном соотношении дополнительные затраты на систему приточно-вытяжной вентиляции составят всего лишь 1,47% от стоимости квартиры, или 884 руб. на 1 кв. м. Учитывая, что система позволит снизить эксплуатационные расходы на 17 тыс. руб. в год, она окупится за 2,6 года.

Другим важным «зеленым» решением можно считать энергоэффективные системы освещения. К ним относится светодиодное освещение с датчиками движения/присутствия, а также датчиками освещенности, позволяющими регулировать яркость света в зависимости от «светового сценария» за окном. В качестве примера приведем секцию жилого дома площадью 6 тыс. кв. м (51 квартира), в которой было установлено 50 LED-светильников с датчиками движения/присутствия из расчета 1/50 кв. м. Суммарные затраты на секцию составили 200 тыс. руб. При этом, экономия эксплуатационных затрат оказалась сопоставима с инвестициями — те же 200 тыс. руб. Нехитрый подсчет, и мы получаем годовую окупаемость этой системы освещения.

С датчиками освещенности ситуация несколько иная. Установка 50 датчиков на ту же секцию жилого дома обходится застройщику в 280 тыс. руб, экономия эксплуатационных затрат составляет порядка 86 тыс. руб. в год. Итого окупаемость системы — чуть более трех лет.

Еще одно важное решение, значение которого не следует недооценивать, — энергоэффективная пленка на окнах, которая позволяет повысить сопротивление теплопередачи на 30%, а также на 50% снизить теплопоступления от солнечной радиации. Это снижает электрическую нагрузку, используемую на системы охлаждения и кондиционирования воздуха, или вообще исключает необходимость в применении искусственного холода и кондиционеров. Стоимость интеграции такого решения — около 300 руб./кв. м. Срок окупаемости (принимая во внимание оптимизацию затрат на использование энергии на охлаждение помещения) — порядка 3 месяцев.

Хорошим решением, существенно снижающим энергоемкость зданий без серьезного влияния на кошелек конечного пользователя, можно считать и автономные источники теплоснабжения с применением каскада газовых водонагревателей. Их устройство над каждым подъездом или секцией дома позволяет существенно сократить инвестиции в теплоснабжение дома. Среди достоинств такого варианта — достаточно низкая стоимость настенных котлов (стоимость одного водонагревателя — 5-20 тыс. руб.), высокий уровень автоматизации этого оборудования, что позволяет эксплуатировать их без постоянного присутствия персонала, надежность, резервирование источников тепла, а также экономия по сравнению с централизованным источником из-за отсутствия потерь в протяженных тепловых сетях. Используя систему автономных источников теплоснабжения, можно также снизить затраты застройщиков на присоединение к сетям монополистов теплоснабжения (см. пример). Автономные источники выгодны и девелоперам, и владельцам недвижимости, особенно если это небольшие устройства для нагрева воды на секцию (подъезд). В среднем, окупаемость автономных источников теплоснабжения в Российской Федерации составляет не более 2-3 лет.

Безусловно, этими решениями не исчерпываются все энергоэффективные возможности для рынка жилой недвижимости, но это — тот необходимый минимум, который сегодня, с нашей точки зрения, должен применятся на каждом качественном объекте. Будет ли за это платить конечный пользователь? Полагаю, что будет. Сегодня в России все больше случаев, когда потребитель голосует за энергоэффективность рублем. А количество объектов, сертифицированных по системе энергоэффективности, растет даже в условиях кризиса.


Минстрой России

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом