Минстрой совершенствует правила проектирования электроустановок жилых и общественных зданий

Количество электроприборов в домах и квартирах растет с каждым годом.

Совершенствуются также и характеристики энергопотребления электроприборов. При этом развитие систем обеспечения противопожарной защиты по-прежнему является острой и актуальной задачей в России. По оценке МЧС, до 50% всех пожаров в помещениях происходит из-за дугового пробоя, возникающего в местах повреждения кабеля и нарушения целостности электрических контактов. С целью минимизации случаев возгорания Минстрой России разработал проект изменения в свод правил СП 256 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа».

«Одним из главных изменений СП 256 стало введение рекомендаций по применению инновационного устройства защиты от дугового пробоя в электроустановках жилых и общественных зданий. Введение данных требований будет способствовать предотвращению возгораний и пожаров, вызванных искрением в электропроводках. Указанные требования и рекомендации разработаны с учетом опыта внедрения данной технологии в США, Канаде и странах Европы», – рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

Дуговой пробой (искрение) возникает, как правило, в результате какого-либо дефекта кабеля или нарушения контакта, повреждения изоляции, износа или внешнего повреждения проводки или оборудования систем внутреннего электроснабжения, а также некачественно выполненных монтажных работ. Источником искрения также могут быть электроприборы, не соответствующие нормативным требованиям.

Температура в зоне искрового разряда может достигать от 2500 до 7000 градусов Цельсия, поэтому дуговой пробой при достаточной силе тока в искровом промежутке легко может стать источником возгорания.

«Устройство защиты постоянно анализирует большое количество параметров электросети и обнаруживает дуговой пробой в защищаемом участке. Далее УЗДП оценивает пожароопасность обнаруженного дугового пробоя. Минимальная сила тока в зоне дугового пробоя, при которой может возникнуть пожар, определена экспериментально и составляет 2,5 А. Также УЗДП должно уметь отличать опасный дуговой пробой от неопасного, чтобы избежать ложной тревоги. Если дуговой пробой оценивается как пожароопасный, то защищаемая цепь отключается от питающей сети» – уточняют в Ассоциации «Росэлектромонтаж».

В первую очередь устройство защиты от дугового пробоя должно найти свое применение на объектах социальной инфраструктуры: школах, детских садах, поликлиниках, больницах, домах престарелых – там, где особенно усложнена эвакуация людей в случае чрезвычайных ситуаций. Не менее важно применять УЗДП на объектах, где хранятся и выставляются невосполнимые исторические и культурные ценности – в архивах, библиотеках, музеях.

«Основной социальный эффект от внедрения УЗДП в практику строительства, ремонта и обслуживания электроустановок зданий и помещений выразится в сохраненных жизнях граждан России. Из-за пожаров, вызванных дуговыми пробоями, ежегодно погибает не менее 890 человек», – подчеркнул заместитель министра.

По данным экспертов Ассоциации «Росэлектромонтаж»применение устройства защиты от дугового пробоя (УЗДП) приведет к повышению уровня безопасности электроустановок жилых и общественных зданий, предотвращению возгораний и пожаров, вызванных дуговыми пробоями и искрением в электропроводках групповых сетей и к сокращению ущерба от таких пожаров, который составляет более 84,7 млрд. руб. в год.

Раздел документа «Расчетные электрические нагрузки» дополнен формулой для расчета нагрузок жилых зданий в зависимости от поправочного коэффициента, полученного на основании оценки фактического электропотребления жилых зданий для конкретного региона РФ. Вновь введенный коэффициент позволяет снизить нагрузки на подключаемые электроприемники квартир до 20% в регионах, где удалось собрать и обработать статистику фактического энергопотребления с учетом повышенного спроса в условиях пандемии Covid-19.

«Оптимизация расчетной электрической нагрузки жилых домов с помощью специального поправочного коэффициента – важная новелла в требованиях СП 256. Это, прежде всего, – действенное средство для сокращения стоимости капитальных затрат на возведение жилых многоквартирных домов в результате сокращения затрат на подведение избыточных неиспользуемых мощностей. Но также, это – и инструмент повышения гибкости принимаемых проектировщиком решений в результате, соответственно, более глубокого учета региональной специфики электропотребления в жилом фонде», – пояснил Дмитрий Волков.

Изменение СП 256 также предполагает внедрение современных осветительных приборов, источников света, интеллектуальных систем управления освещением в составе требований и рекомендаций по проектированию и монтажу наружного архитектурного освещения жилых и общественных зданий.

«Актуализация требования к архитектурному освещению позволит создавать комфортную и гармоничную светоцветовую среду в городах и населенных пунктах за счет качественного проектирования и применения энергоэффективных осветительных установок, приборов со светодиодными и металлогалогенными источниками света, имеющими высокую световую отдачу и срок службы, современных компьютерных программ и интеллектуальных систем управления освещением. Кроме того, создание комфортной светоцветовой среды в вечернее и ночное время суток способствует улучшению криминогенной обстановки и снижению травмоопасностив осенний и зимний период года», – рассказал директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.

Современные осветительные приборы и интеллектуальные системы управления освещением в настоящее время активно применяются. Например, в Москве в рамках разработки «единой светоцветовой среды города Москвы» современные системы архитектурного освещения применялись на объектах ул. Тверская, Садового кольца, Бульварного кольца и других улицах города. Основные преимущества современных осветительных установок архитектурного освещения: энергоэффективность при применении источников света с высокой световой отдачей, возможность создания различных световых сценариев освещения при использовании светодиодных светодинамических осветительных приборов (RGBW), интеграция системы управления осветительными установками в общую систему управления с центральным диспетчерским пунктом для всего города.

Документ содержит требования и рекомендации, обеспечивающие профессиональную и качественную разработку проектов наружного архитектурного освещения: проведение обследования объекта, выбор осветительных приборов и источников света, выполнение светотехнических расчетов, разработка конструкций для крепления осветительных приборов, системы управления освещением, защитные меры безопасности и т.д. Унификация проектных решений в архитектурном освещении способствует сокращению трудозатрат на проектирование, монтаж и эксплуатацию электроустановок, выполнению комплексов зданий и сооружений в единой стилистике.

Работа по подготовке Изменения № 4 СП 256 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» организована ФАУ «ФЦС» и выполнена авторскими коллективами Ассоциация «Росэлектромонтаж» и АО ЦНИИПромзданий.

В работе также принимали участие специалисты МЧС России, эксперты технических комитетов по стандартизации: ТК 337 «Электроустановки зданий» и ТК 331 «Низковольтная коммутационная аппаратура и комплектные устройства распределения, защиты, управления и сигнализации».


Минстрой России

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом