На конференции РЭА Минэнерго России рассказали о выгодах перехода муниципальных образований на модель теплоснабжения по методу «альтернативной котельной»

2 июля, Пермь – Возможность обеспечить долгосрочный приток инвестиций в сферу теплоснабжения муниципальных образований и гарантировать стабильность стоимости тепла для населения в рамках предельного уровня, не зависящего от затрат поставщиков, – ключевые выгоды новой модели теплоснабжения, которые назвали эксперты онлайн-конференции «Альтернативная котельная – эффективный механизм привлечения инвестиций».

Мероприятие организовано Российским энергетическим агентством Минэнерго России при участии Министерства энергетики Российской Федерации. С ключевыми докладами в нем выступили заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгий Попов, Министр тарифного регулирования и энергетики Пермского края Артем Балахнин, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов, директор по тарифообразованию ООО «СГК» Екатерина Степина, эксперты и представители других федеральных органов власти.

С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России Иван Иванов. Он отметил, что формирование эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации при соблюдении баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей, а также в целом повышение надежности и эффективности теплосетевого комплекса сегодня является актуальной задачей в ряде регионов страны.

Обеспечить такую эффективность призвана модель теплоснабжения по методу «альтернативной котельной», предусмотренная Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ. Добровольный переход муниципальных образований на новую систему начался в 2018 году. С тех пор количество внедривших ее населенных пунктов увеличилось до 23 – совокупный плановый объем инвестиций в их теплосетевой комплекс составляет более 150 млрд рублей. В проработке на текущий момент находятся заявки еще от 7 населенных пунктов с плановым объемом инвестиций 55 млрд рублей.

Интерес муниципальных образований к новой модели экономически обоснован – о выгодах перехода для них, теплоснабжающих организаций и потребителей рассказал Георгий Попов. Он отметил, что к общеэкономическим эффектам системы можно отнести привлечение инвестиций в теплоснабжающий комплекс страны в размере порядка 2,5 трлн рублей, дополнительный вклад в ВВП за счет развития смежных отраслей и импортозамещения, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, а также снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидированию отрасли теплоснабжения.

Представитель Минэнерго России подвел предварительные итоги внедрения модели в муниципальных образованиях. По его словам, инвестиционные обязательства единых теплоснабжающих организаций в уже отнесенных к новой модели населенных пунктах, составляют от 1 до 30 млрд рублей с инвестиционным периодом 5-15 лет. Среди основных направлений финансирования он назвал обновление основных производственных фондов, модернизацию теплосетевой инфраструктуры и мероприятия по повышению надежности. Благодаря этому в перспективе ожидается снижение аварийных ситуаций на источниках тепловой энергии и тепловых сетях в ценовых зонах теплоснабжения, увеличение доли выработки электроэнергии в комбинированном цикле, а также сокращение удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии.

Участники дискуссии согласились с тем, что «альтернативная котельная» дает значительные выгоды. О положительном опыте перехода на новую модель и о технической модернизации муниципальных котельных и тепловых сетей в Алтайском и Красноярском краях рассказала Екатерина Степина. Эффекты, полученные в перешедших на новую модель муниципальных образованиях, стимулируют интерес других населенных пунктов. В июне 2021 г. на основании совместного обращения правительства Пермского края, администрации города и ПАО «Т Плюс» распоряжением Правительства Российской Федерации город Пермь отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. Артем Балахнин и Александр Вилесов выступили с докладами о повышении эффективности и надежности системы теплоснабжения Пермского края в условиях новой системы. Для города объем инвестиций в модернизацию системы теплоснабжения в период 2021-2035 годов составит более 28 млрд рублей.

На основе положительного опыта в планах единых теплоснабжающих организаций – дальнейшая реализация крупных инвестиционных проектов в других населенных пунктах с использованием метода «альтернативной котельной».

Отдельным направлением дискуссии в ходе конференции стало обсуждение нововведений в законодательство – об этом рассказала заместитель руководителя Департамента развития региональных газовых рынков РЭА Минэнерго России Виктория Гребенник. Она обратила внимание на введение платы «по соглашению сторон» и другие изменения, стандартизированные ставки на подключение с 2021 года, новый порядок установления платы при льготном и опосредованном подключении, а также индивидуальные тарифы на подключение.

Также в ходе конференции обсуждались вопросы антимонопольного регулирования в сфере теплоснабжения. Более подробно об этом и других вопросах перехода к ценовым зонам теплоснабжения, развития цифровых технологий в деятельности теплоснабжающих организаций и управляющих компаний планируется обсудить 15 июля на онлайн-конференции РЭА Минэнерго России по теме: «Антимонопольное регулирование в сфере теплоснабжения. Вопросы ценообразования и цифровое будущее тарифного регулирования. Практика подключения к сетям теплоснабжения».


ФГБУ «РЭА» Минэнерго России

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом