Фонд ЖКХ при участии Всемирного банка провел заседание «круглого стола», на котором были подведены промежуточные итоги технической поддержки субъектов РФ по вопросам проведения энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов

15 сентября 2021 года состоялось заседание «круглого стола» на тему «Энергоэффективный капитальный ремонт: промежуточные итоги технической поддержки субъектов РФ в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18».

Организатором мероприятия, которое прошло в формате видеоконференции, выступил Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при участии Всемирного банка.

В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова, руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова, заместитель директора Департамента мониторинга региональных систем капитального ремонта и экспертно-методического обеспечения Фонда ЖКХ Андрей Ульянов.

Со стороны Всемирного банка участвовали эксперты программы «Повышение энергоэффективности жилищного сектора в Российской Федерации»: руководитель программы Илья Миняев, специалист программы Константин Шишка и ведущий технический эксперт программы Олег Комаров.

Также в качестве спикеров «круглого стола» выступили генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Калининградской области Олег Туркин, генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области Владимир Новиков, генеральный директор Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области Елена Бабикова, руководитель Фонда капремонта многоквартирных домов Вологодской области Игорь Михельсон.

Всего в работе «круглого стола» приняли участие более 120 участников – представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ответственные за подготовку заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, представители региональных операторов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и эксперты площадки «Энергоэффективность» по вопросам повышения энергоэффективности многоквартирных домов.

Открывая заседание «круглого стола», заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк отметила, что совместными усилиями вместе с экспертами Всемирного банка, региональными органами власти и фондами капремонта, а также общественными активистами проведена масштабная работа по информированию граждан по вопросам, связанным с предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Также она подчеркнула, что пользователи приложения «Помощник ЭКР» смогли определить необходимые мероприятия по повышению энергоэффективности жилого фонда, рассчитать показатели экономии энергоресурсов и размер государственной поддержки, чтобы подготовить заявки на ее предоставление из средств Фонда ЖКХ.

– Мы вместе развивали практику проведения энергоэффективного капитального ремонта, и с 2017 года в 36 субъектах РФ в реализации постановления Правительства России №18 приняли участие 349 многоквартирных домов, в которых проживают более 86 тыс. человек. Расчетный размер годовой экономии коммунальных ресурсов в денежном выражении составил более 220 млн. рублей в год. Стоимость проводимых работ достигла 1,22 млрд рублей, из которых Фондом принято решение возместить более 447 млн. рублей. И если мы посмотрим на годовую экономию, то увидим, что за несколько лет она превращается в чистый доход граждан, – сказала Ольга Сердюк.

Заместитель главы Фонда ЖКХ напомнила, что по всей стране в программах капитального ремонта участвуют более 700 тыс. многоквартирных домов, для жителей которых оплата коммунальных услуг вместе со взносами на капремонт становится все более существенной статьей расходов в семейном бюджете.

– Мы видим, что потребность граждан в проведении энергоэффективного капитального ремонта в многоквартирных домах с каждым годом возрастает. И так же важно, что к этому вопросу есть и внимание со стороны государства: все большее значение в вопросах развития ЖКХ приобретает климатическая повестка, и в этой связи вопросы энергосбережения в масштабах всей страны будут приобретать все большую актуальность. Уверена, что активную реализацию программы энергоэффективного капитального ремонта необходимо продолжать, создавая постоянные стимулы у собственников жилья по инвестированию средств в проекты по повышению энергоэффективности жилого фонда. В роли квалифицированного заказчика таких проектов также могут выступать региональные фонды капремонта, – отметила Ольга Сердюк.

Напомним, что глава Фонда ЖКХ Константин Цицин неоднократно говорил о том, что регионам необходимо включать мероприятия по повышению энергоэффективности в программы по капитальному ремонту многоквартирных домов. По его мнению, благодаря внедрению современных энергоэффективных технологий и применению энергосберегающих материалов создаются действительно комфортные и безопасные условия проживания граждан.

– Проведение энергоэффективного капремонта многоквартирных домов – очень важно, так как главный результат ощущают жители, которые меньше платят за коммунальные услуги: как показывает практика, порой экономия доходит до 50%. Реализованные проекты станут хорошим ориентиром для собственников жилья, которые хотят эффективно использовать ресурсы своего дома и экономить на коммунальных платежах, – заявлял генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин.

В своем докладе руководитель программы «Повышение энергоэффективности жилищного сектора в Российской Федерации» Всемирного банка Илья Миняев рассказал, что в процесс проведения ремонта с выполнением мероприятий по энергосбережению за последние 5 лет были вовлечены тысячи собственников жилья, органы власти всех уровней, активные участники финансового рынка. По мнению специалистов Всемирного банка, к реализации мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирных домов следует активнее привлекать ресурсы и компетенции региональных операторов капитального ремонта.

Кроме того, Илья Миняев отметил, что эксплуатация жилищного фонда с низкой энергетической эффективностью, как и любая хозяйственная деятельность, оказывает сильное негативное воздействие на климат за счет избыточного потребления тепловой и электрической энергии:

– Совместно с Академией наук России Всемирный банк выполнил исследование социально-экономических эффектов, оказываемых инвестициями в повышение энергетической эффективности жилого фонда, в том числе эффект воздействия на климат. Помимо положительного влияния на выпуск продукции, рост ВВП и доходы бюджетов, предварительные результаты расчетов показали, что выполнение типовых энергоэффективных мероприятий в дополнение к обычным работам по капитальному ремонту позволяет не только компенсировать углеродный след от строительных работ и использованных материалов, но также, при определенных условиях, может внести вклад в абсолютное снижение выбросов углеродных газов – до 1.5% от текущего общего объема выбросов углеродных газов в России. Эти совокупные эффекты могут быть достигнуты на горизонте планирования в 10 лет, если будет реализована долгосрочная программа дополнительного финансирования энергоэффективных мероприятий в многоквартирных домах в объеме около 20% от текущих платежей собственников на капремонт в стране. Для уточнения этих предварительных расчетов и выстраивания целевых показателей необходимо проанализировать дополнительный объем данных на региональном уровне, но и сами по себе полученные результаты являются индикатором потенциального вклада строительной отрасли в снижение углеродных выбросов за счет энергоэффективного ремонта жилого фонда.

Руководители региональных Фондов капитального ремонта выразили благодарность Фонду содействия реформированию ЖКХ, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов и Всемирному банку за оказанную поддержку в части реализации программы энергоэффективного капремонта, и рассказали о применяемых подходах и наиболее эффективных моделях организации работ, благодаря которым удалось повысить энергоэффективность многоквартирных домов и качество жизни граждан.

В частности, генеральный директор НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» Владимир Новиков выступил с докладом на тему «Возмещение затрат за проведенный энергоэффективный капитальный ремонт многоквартирного дома, собственники помещений которого формирую фонды капитального ремонта на счете регионального оператора».

Он отметил, что в 2019 году в регионе были проведены работы по энергоэффективному капремонту в одном доме, а в 2020 году Владимирская область включила в заявку уже 7 многоквартирных домов, расположенных в городах Владимире и Кольчугине. В 2021 году Фондом одобрено две заявки на энергоэффективный капитальный ремонт в общей сложности по 85 многоквартирным домам. В данных домах была установлена погодозависимая автоматика систем теплоснабжения, а также утеплены фасады и крыши. Размер экономии собственников на оплате коммунальных услуг составил от 20 до 50%, ежемесячные платежи жителей в отопительный сезон сократились в среднем на 18-25 рублей с квадратного метра.

Подводя итоги заседания «круглого стола», его участники выразили общее мнение о необходимости расширения реализации мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирных домов во всех субъектах РФ, после чего были озвучены представители регионов, которым вручены памятные дипломы Всемирного банка за вклад в повышение энергетической эффективности жилищного фонда.


Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом