Екатерина Кваша рассказала о методике рейтингования региональной энергоэффективности

Каким образом и зачем вообще рейтинговать регионы и как полученные результаты могут быть использованы — рассказывает Екатерина Кваша, вице-президент, руководитель центра энергоэффективности ЦСР.

Под конец года Минэкономразвития России утвердило важный, можно сказать, долгожданный, документ — приказ от 21 ноября 2022 г. № 636 об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне (кратко — Региональный ТЭРмостат). Проще говоря, методика описывает принципы рейтингования регионов в области энергоэффективности.


Документ: Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2022 г. № 636 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне».


Стоит отметить, что некоторые регионы уже не один год с успехом применяют инструменты рейтингования для стимулирования деятельности муниципалитетов и районов. И вот теперь, а точнее, с 2023 года, такая оценка будет проводиться на федеральном уровне.

Разберемся подробнее с тем, по каким критериям и как будут оцениваться регионы. Методикой Минэкономразвития предусмотрено 5 факторов, включающие 15 индикаторов, на которые органы власти субъектов Российской Федерации могут воздействовать напрямую. Рассмотрим каждый из них.

  • Фактор 1. «Стратегическое планирование»: включает три показателя и отражает объем, динамику и эффективность ресурсного обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности, в том числе, включает долю указанных мероприятий в консолидированном бюджете региона;

  • Фактор 2. «Дорожная и уличная инфраструктура»: включает два индикатора, при помощи которых проводится оценка доли энергоэффективного освещения дорог регионального и местного значения, а также объектов уличной инфраструктуры в общем объеме установленных ламп;

  • Фактор 3. «Многоквартирные дома»: четыре индикатора — доля энергоэффективных мероприятий в рамках капремонта, доля оснащения общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, доля МКД, оснащенных АИТП, среди подключенных к централизованной системе теплоснабжения и доля перекрестного субсидирования оплаты потребления электроэнергии населением — отражают усилия региона в повышении энергоэффективности жилищного сектора;

  • Фактор 4. «Государственные и муниципальные учреждения»: содержит три параметра и отражает уровень энергоэффективности бюджетной сферы путем оценки отношения объема достигнутой экономии за счет реализации мероприятий посредством заключения энергосервисных договоров к потенциалу снижения потребления ТЭР, доли оснащения энергоэффективным освещением и индивидуальными тепловыми пунктами;

  • Фактор 5. «Организационное и методическое обеспечение энергоэффективных мероприятий»: пожалуй, самый сложный в плане объективной оценки, но Минэку удалось и его сделать исчисляемым — фактор содержит показатели финансирования региональных центров энергосбережения, которые как раз и должны обеспечивать выполнение указанных мероприятий, и посещаемость сайта регцентра.

Каждый показатель имеет определенный вес при оценке фактора. В свою очередь, каждый фактор также имеет вес при оценке деятельности региона. В итоге всем регионам присваивается класс госполитики в области энергоэффективности от А++ до Е на основе 100-балльной оценки. Итоговый балл рассчитывается как средневзвешенная сумма 5-ти факторов. Такой подход позволяет анализировать результаты по регионам не только в целом, но и в разрезе каждого из 15 индикаторов, выявлять слабые и сильные направления. А еще можно анализировать и сопоставлять результаты по федеральным округам, например.

Стоит отметить, что в методике удалось обеспечить сопоставимость регионов и избежать влияния на показатели таких факторов, как климат, площадь территории, структура экономики и прочее. А это крайне важно, уж очень разные у нас регионы. Пожалуй, в рейтинге не никак не отражен только один момент — уровень энергоэффективности отраслей промышленности. Но принимая во внимание значительные отличия регионов в части структуры промышленности и бизнеса вообще, провести оценку влияния региональной политики в этом направлении, а, тем более, сравнить субъекты между собой — задача на данный момент невыполнимая.

Теперь о том, зачем вообще рейтинговать регионы и как полученные результаты могут быть использованы.

Во-первых, для определения «узких мест», слабых направлений в региональной и даже федеральной государственной политике в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это позволит направить усилия, финансовые средства именно туда, где это требуется в первую очередь.

Во-вторых, выявление наиболее успешных в тех или иных показателях регионов позволит изучить и, возможно, распространить успешную практику и на другие регионы. А также послужит стимулом для обмена опытом между регионами.

В-третьих, полученные в ходе расчета рейтинга показатели могут стать «сигналом» к корректировке федерального и регионального законодательства, к разработке новых стимулирующих повышение энергоэффективности мер.

Ну и, наконец, наличие рейтинга — это всегда стимул быть «лучше, выше, сильнее», что важно.

В следующем году будет произведен первый официальный расчет по принятой методике и опубликован первый рейтинг регионов в области энергоэффективности. Тогда уже можно будет проверить все теоретические выкладки, озвученные выше, на практике.


Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом