Екатерина Кваша рассказала о методике рейтингования региональной энергоэффективности

Каким образом и зачем вообще рейтинговать регионы и как полученные результаты могут быть использованы — рассказывает Екатерина Кваша, вице-президент, руководитель центра энергоэффективности ЦСР.

Под конец года Минэкономразвития России утвердило важный, можно сказать, долгожданный, документ — приказ от 21 ноября 2022 г. № 636 об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне (кратко — Региональный ТЭРмостат). Проще говоря, методика описывает принципы рейтингования регионов в области энергоэффективности.


Документ: Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2022 г. № 636 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне».


Стоит отметить, что некоторые регионы уже не один год с успехом применяют инструменты рейтингования для стимулирования деятельности муниципалитетов и районов. И вот теперь, а точнее, с 2023 года, такая оценка будет проводиться на федеральном уровне.

Разберемся подробнее с тем, по каким критериям и как будут оцениваться регионы. Методикой Минэкономразвития предусмотрено 5 факторов, включающие 15 индикаторов, на которые органы власти субъектов Российской Федерации могут воздействовать напрямую. Рассмотрим каждый из них.

  • Фактор 1. «Стратегическое планирование»: включает три показателя и отражает объем, динамику и эффективность ресурсного обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности, в том числе, включает долю указанных мероприятий в консолидированном бюджете региона;

  • Фактор 2. «Дорожная и уличная инфраструктура»: включает два индикатора, при помощи которых проводится оценка доли энергоэффективного освещения дорог регионального и местного значения, а также объектов уличной инфраструктуры в общем объеме установленных ламп;

  • Фактор 3. «Многоквартирные дома»: четыре индикатора — доля энергоэффективных мероприятий в рамках капремонта, доля оснащения общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, доля МКД, оснащенных АИТП, среди подключенных к централизованной системе теплоснабжения и доля перекрестного субсидирования оплаты потребления электроэнергии населением — отражают усилия региона в повышении энергоэффективности жилищного сектора;

  • Фактор 4. «Государственные и муниципальные учреждения»: содержит три параметра и отражает уровень энергоэффективности бюджетной сферы путем оценки отношения объема достигнутой экономии за счет реализации мероприятий посредством заключения энергосервисных договоров к потенциалу снижения потребления ТЭР, доли оснащения энергоэффективным освещением и индивидуальными тепловыми пунктами;

  • Фактор 5. «Организационное и методическое обеспечение энергоэффективных мероприятий»: пожалуй, самый сложный в плане объективной оценки, но Минэку удалось и его сделать исчисляемым — фактор содержит показатели финансирования региональных центров энергосбережения, которые как раз и должны обеспечивать выполнение указанных мероприятий, и посещаемость сайта регцентра.

Каждый показатель имеет определенный вес при оценке фактора. В свою очередь, каждый фактор также имеет вес при оценке деятельности региона. В итоге всем регионам присваивается класс госполитики в области энергоэффективности от А++ до Е на основе 100-балльной оценки. Итоговый балл рассчитывается как средневзвешенная сумма 5-ти факторов. Такой подход позволяет анализировать результаты по регионам не только в целом, но и в разрезе каждого из 15 индикаторов, выявлять слабые и сильные направления. А еще можно анализировать и сопоставлять результаты по федеральным округам, например.

Стоит отметить, что в методике удалось обеспечить сопоставимость регионов и избежать влияния на показатели таких факторов, как климат, площадь территории, структура экономики и прочее. А это крайне важно, уж очень разные у нас регионы. Пожалуй, в рейтинге не никак не отражен только один момент — уровень энергоэффективности отраслей промышленности. Но принимая во внимание значительные отличия регионов в части структуры промышленности и бизнеса вообще, провести оценку влияния региональной политики в этом направлении, а, тем более, сравнить субъекты между собой — задача на данный момент невыполнимая.

Теперь о том, зачем вообще рейтинговать регионы и как полученные результаты могут быть использованы.

Во-первых, для определения «узких мест», слабых направлений в региональной и даже федеральной государственной политике в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это позволит направить усилия, финансовые средства именно туда, где это требуется в первую очередь.

Во-вторых, выявление наиболее успешных в тех или иных показателях регионов позволит изучить и, возможно, распространить успешную практику и на другие регионы. А также послужит стимулом для обмена опытом между регионами.

В-третьих, полученные в ходе расчета рейтинга показатели могут стать «сигналом» к корректировке федерального и регионального законодательства, к разработке новых стимулирующих повышение энергоэффективности мер.

Ну и, наконец, наличие рейтинга — это всегда стимул быть «лучше, выше, сильнее», что важно.

В следующем году будет произведен первый официальный расчет по принятой методике и опубликован первый рейтинг регионов в области энергоэффективности. Тогда уже можно будет проверить все теоретические выкладки, озвученные выше, на практике.


Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом