Комитет Госдумы по энергетике обсудил ход исполнения рекомендаций «круглого стола» на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения»

Комитет Госдумы по энергетике обсудил ход исполнения рекомендаций «круглого стола» на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения».

Расширенное заседание комитета прошло 21 июня 2023 г.

Начиная обсуждение, председатель Комитета по энергетике Павел Завальный напомнил, что рекомендации Комитета по формированию топливно-энергетических балансов (ТЭБ) России и регионов были утверждены в декабре 2022 года. Они касались совершенствования информационного и методологического обеспечения разработки ТЭБ страны и субъектов Федерации с использованием новых методологических подходов.

Эта работа очень важна. ТЭБ – тот инструмент, который позволит формировать сценарии взаимосогласованного развития отраслей экономики и энергетики, своевременно увязывать энергетическую базу в соответствии с потребностями экономики, обеспечить энергобезопасность, повысить надежность и устойчивость систем энергоснабжения.

«Без понимания эффективности производства и потребления энергоресурсов, повышения взаимосвязанности этих процессов невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны. На сегодняшний день в российской экономике и в ТЭК в принципе приняты нормативные акты, направленные на формирование стройной иерархической системы документов стратегического планирования, соответствующей функционалу системы централизованного планирования, но для условий рыночной экономики. ТЭБ, как региональные, так и общестрановой, должны быть встроены в эту иерархию, причем на высоком уровне. Конечно, возвращение к советской модели, когда ТЭБ носил прямой директивный характер, невозможно и не нужно. Нужно качественное и рациональное планирование на федеральном и региональном уровне. Это необходимо для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого энергообеспечения экономики федерального, регионального или муниципального уровня, в том числе устранения диспропорций развития производства и потребления энергии и эффективного использования местных энергоресурсов. Поэтому так важно совершенствовать методику формирования ТЭБ всех уровней и делать этот документ все более весомым», – подчеркнул Павел Завальный.

Заместитель директора Департамента развития газовой отрасли Минэнерго России Александра Полина отметила, что по сравнению с ноябрем 2022 г. количество регионов, сформировавших ТЭБ, не увеличилось. На текущий момент целевые ТЭБ утверждены в 84 регионах Российской Федерации (в Магаданской области прогнозные ТЭБ пока не утверждены, ведется его разработка). Колоссальную работу по своду и анализу документов ведет ФГБУ РЭА. Минэнерго считает первоочередным вопросом повышение статуса Порядка составления ТЭБ субъектов Федерации, муниципальных образований. ТЭБ могут и должны быть увязаны с прогнозами и стратегиями социально-экономического развития страны и регионов. Существующими правилами разработки таких документов этого не предусмотрено. Целесообразно включить основные положения Порядка в методику разработки прогнозов, а сам ТЭБ включать в качестве самостоятельного раздела в стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации. Не менее важно, чтобы сроки прогнозирования документов совпадали. Так, сегодня Энергостратегия России сформирована на период до 2035 года, а ТЭБы – до 2030го. Целесообразно было бы синхронизировать эти периоды.

Заместитель генерального директора ФГБУ РЭА Минэнерго России Сергей Романов рассказал о работе по анализу формирования целевых ТЭБ субъектами Российской Федерации, которую ведет РЭА. Ведется анализ ТЭБ, представленных регионами в Минэнерго России, включая организационные и методологические аспекты, выявление отклонений от методологических требований. Также готовятся предложения, направленные на повышение качества разработки субъектами Российской Федерации целевых ТЭБ. На сегодня данные по региональным ТЭБ в разрезе субъектов Федерации, федеральных округов и страны в целом полностью структурированы, выявлены основные проблемы. Прорабатываются методологические, информационно-технологические и организационные подходы в части оптимизации и обеспечения комплексности составления ТЭБ.

Доработанный Порядок составления ТЭБ будет включать в себя методологию прогнозирования балансов производства и потребления топливо-энергетических ресурсов на долгосрочную перспективу. Прогнозирование спроса на энергоресурсы будет формироваться по направлениям их использования и группам потребителей на основании прогноза потребностей, будет обеспечена согласованность сводных прогнозных балансов регионов и страны в целом, включая их согласованность «по вертикали». Также в Порядке будет учтен способ замещения на другие, кроме газа, виды экологичных топливно-энергетических ресурсов, описано процессное взаимодействие участников разработки целевых ТЭБ в составе документов стратегического планирования.

Федеральной службе государственной статистики совместно с ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по итогам «круглого стола» было рекомендовано подготовить предложения о порядке доступа к конфиденциальной официальной статистической информации и ее использования для стратегического планирования, включая формирование ТЭБ. С учетом рекомендаций Росстат утвердил Типовое решение по обеспечению защиты конфиденциальной информации при предоставлении органам власти субъектов Российской Федерации официальной статистической информации ограниченного доступа. Типовое решение предусматривает предоставление полной информации в виде служебной информации с пометкой «Для служебного пользования». Другой вопрос, что регионы не очень активно пользуются этой возможностью.

В текущем 2023 году планируется создание прототипа системы прогнозирования развития ТЭК субъектов Федерации на основе анализа социально-экономического положения регионов и прогнозов социально-экономического развития. Для тестирования системы будут выбраны пилотные 3-5 регионов, для которых будут проведены расчеты фактических и прогнозных ТЭБ. Регионы будут выбирать из тех, кто наиболее качественно сделал предварительную работу по формированию ТЭБ. Работу по апробации прототипа планируется завершить в первом квартале 2024 года.

Отдельно Сергей Романов отметил острую необходимость подготовки кадров, которые могли бы качественно работать с данными и формировать ТЭБ, прежде всего регионального уровня. Сегодня таких специалистов не хватает.

В проекте решения Комитет отмечает активное участие Минэнерго России и ФГБУ «РЭА» в работе по совершенствованию ТЭБ страны и субъектов Федерации с использованием новых методологических подходов. В отличие от них, Министерство экономического развития РФ не представило в Комитет информацию о ходе исполнения рекомендаций по разработки мер государственной поддержки для функционирования региональных информационно-аналитических систем в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и развития ТЭК. При этом министерство ведет разработку проекта Государственной программы по энергоэффективности. Увязывание данной программы со стратегией и прогнозами социально-экономического развития, ТЭБ различных уровней, цифровизацией и повышением точности учета потребления энергоресурсов может дать эффект повышения показателей энергосбережения до необходимых уровней.

По итогам обсуждения хода исполнения рекомендаций «круглого стола» на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения» комитет по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность включения основных положений порядка составления ТЭБ в методики разработки стратегий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, а самого ТЭБ - в качестве самостоятельного раздела в стратегии социально-экономического развития регионов. Из этого следует предложение рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации.

Формирование прогнозных ТЭБ субъектов Федерации должно осуществляться на постоянной основе, на принципах долгосрочности и непрерывности с участием в ней не только Минэнерго России, но и других сторон, заинтересованных в эффективном функционировании и развитии ТЭК на всех уровнях управления. Комитет предложит Правительству РФ рассмотреть возможность установления единого для всех субъектов Федерации срока прогнозирования при разработке прогнозного ТЭБ – до 2035 года.

В осеннюю сессию Комитет Государственной Думы по энергетике планирует провести парламентские слушания по тематике формирования топливно-энергетических балансов страны и регионов в связке с прогнозами и стратегиями социально-экономического развития.


Комитет Государственной Думы по энергетике

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом