Комитет Государственной Думы по энергетике провел расширенное заседание на тему «О постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

Комитет Государственной Думы по энергетике провел расширенное заседание на тему «О постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Мероприятие прошло 21 сентября 2023 г.

Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что на данный момент ситуацию с энергосбережением в стране сложно назвать благополучной.

Цели по снижению энергоемкости ВВП на 40%, поставленные существующей Энергостратегией, не достигнуты. Энергоемкость российского ВВП за прошедшие 10 лет снизилась всего на 9%, а последние 4 года – не снижается, общее снижение – не более 12%. В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями остаются электроэнергетика и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ, транспорт, добывающие отрасли.

Основные причины высокой энергоемкости российской экономики – это недостаточная эффективность структуры экономики и преобладание отраслей с производством продукции первого передела; значительный физический износ оборудования; высокие показатели удельных расходов топлива и потерь в сетях; низкий уровень оснащенности многоквартирных домов системами учета потребления энергетических ресурсов; отсутствие у субъектов экономики экономической мотивации.

Соответственно, одной из основ снижения энергоемкости ВВП должна быть структурная перестройка экономики. Также необходимы повышение эффективности производства и потребления энергетических ресурсов, обновление основных фондов во всех отраслях, а также стимулирование к повышению энергетической эффективности и энергосбережению, причем не только через механизмы налогового и неналогового стимулирования, но и через систему штрафных санкций за производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов по аналогии со штрафами за нерациональное использование попутного газа.

Не менее важно разработать методику комплексной оценки эффективности энергосберегающих мероприятий с учетом взаимного влияния между различными секторами экономики и регионами, технологиями производства энергии. Эта тема неразрывно связана с разработкой топливно-энергетических балансов регионов, отраслей и страны в целом.

В транспортной сфере необходимо сосредоточиться на расширении применения КПГ и СПГ, что также будет способствовать снижению затрат государства и стабилизации цены на моторное топливо. В сфере ЖКХ необходимо внедрение интеллектуальных систем учета всех видов потребляемых ресурсов с дистанционной передачей данных.

В рамках парламентского контроля Комитет по энергетике рассматривал проект Постановления Правительства РФ по утверждению госпрограммы и направил свои предложения по его доработке в адрес Минэкономразвития России.

Комплексная государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 9 сентября 2023 года.

Задача расширенного заседания – обсуждение путей реализации государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период до 2035 года и достижения поставленных в ней целей.

Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Ирина Петрунина рассказала о сути программы и алгоритме работы с ней и ее реализации.

Так, работа над комплексной программой предусматривает утверждение стратегических приоритетов программы в качестве первого этапа, и на данный момент именно этот этап пройден. Сейчас они «расшиваются» конкретизацией показателей, необходимых проектов на федеральном и региональном уровнях, подходами к финансированию и их объемами.

Стратегические приоритеты госпрограммы сформированы с учетом основополагающих документов – Энергетической стратегии и Стратегии низкоуглеродного развития экономики РФ.

Госпрограммой установлена цель – снижение энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. Для ее достижения предполагается разработка комплексной системы мер и федеральных проектов по ключевым отраслям – ТЭК, строительству и ЖКХ, промышленности и транспорту. Такая работа идет, лучше всего она продвигается по линии Минстроя. Подготовлены мероприятия федерального проекта «Повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений и в сфере ЖКХ, направленные на повышение эффективности генерации тепловой энергии в домах индивидуальной жилой застройки и многоквартирных домах с небольшим количеством квартир за счет перевода с печного отопления домов на твердотопливные котлы с автоматической подачей топлива.

С другими профильными министерствами – Минэнерго, Минпромторгом, Минтрансом пока не достигнут консенсус по вопросу необходимости разработки отдельных федеральных проектов и их наполнению.

По линии самого Минэкономразвития ведется работа по совершенствованию государственного управления энергосбережением, выработке подходов к формированию региональных программ энергосбережения, критериям отбора мероприятий, подходов к их финансированию и софинансированию бюджетами различного уровня.

Дальнейшая работа на комплексной программой будет идти непосредственно на площадке Правительства РФ. Разработчики открыты к предложениям.

Заместитель директора Департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса Счетной палаты РФ Михаил Румянцев отметил, что, поскольку заявленный в Госпрограмме целевой показатель снижения энергоемкости ВВП на 35% к 2035 году не сопровождается методикой его расчета, оценить его обоснованность и достижимость достаточно сложно. В связи с этим Счетная палата РФ запросила Минэкономразвития о предоставлении необходимой уточняющей информации. В целом Михаил Румянцев поддержал предложения, заложенные в проект Решения Комитета Государственной Думы по энергетике, озвученные Павлом Завальным.

Комитет по энергетике традиционного готов рассмотреть предложения участвовавших в обсуждении экспертов и дополнить проект Решения. Председатель Комитета просил направить их в оперативном порядке.


Комитет Государственной Думы по энергетике

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом