Почему программы энергоэффективности никому не интересны: расходы на отопление домов и другие услуги ЖКХ можно уменьшить почти вполовину

Потребление энергии в жилом секторе России и коммунальном хозяйстве в теории можно сократить вполовину, утверждают аудиторы Счетной палаты. Российское правительство регулярно утверждает новые госпрограммы повышения энергоэффективности, в том числе и многоквартирных домов.

Правда, исполнение этих программ оставляет желать лучшего. А покупатели новых квартир практически не обращают внимания на декларируемую энергоэффективность домов. Коммунальные платежи граждан РФ за отопление определяются не столько энергоэффективностью, сколько запросами управляющих компаний.

«Как показал наш анализ, оценочный потенциал сокращения объема энергопотребления составляет порядка 50-60%.

При этом 60% того жилья, в котором мы будем жить в 2040 году, уже построено. Соответственно когда мы сегодня проводим модернизацию теплоснабжения, нужно понимать, что мы заведомо делаем это в домах с не совсем энергоэффективным потреблением. Поэтому вопрос энергопотребления и повышения его эффективности крайне значим», – утверждает аудитор Счетной палаты (СП) Наталья Трунова.

Меры повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) пока недостаточны для достижения целей госполитики в сфере энергосбережения, утверждается в отчете Счетной палаты. Аудиторы отмечают, количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда не установлены, соответствующие стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки жилищного строительства не нацелены на возведение высокоэнергоэффективных домов.

В начале сентября 2023 года российское правительство утвердило своим постановлением госпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», в которой упоминаются жилищный сектор и коммунальное хозяйство. Это уже не первая подобная госпрограмма повышения энергоэффективности. И правительство открыто признает, что цели прошлых госпрограмм энергоэффективности не достигались.

«Поставленная в 2008 году ключевая цель государственной политики в области энергетической эффективности к 2020 году не была достигнута, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации составило 15%», хотя ранее была поставлена цель по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

На сегодня, по данным правительства РФ, наиболее энергоемкими остаются электроэнергетика и теплоэнергетика (27% потребления), обрабатывающая промышленность (20%), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10%), транспорт (15%), добывающая промышленность (10%) и население (17%). При этом в секторе жилищно-коммунального хозяйства наиболее энергоемкими являются процессы водоснабжения и водоотведения (водоочистки), а также сбор, обработка и утилизация отходов, утверждают чиновники.

Однако «все предыдущие программные документы федерального уровня были прекращены досрочно, итоги их реализации не подводились, а при разработке новых программ не соблюдался принцип преемственности и непрерывности», подчеркивают в Счетной палате.

Итоги реализации программных документов в сфере энергосбережения, действовавших с 2001 по 2022 год, свидетельствуют о низком проценте выполнения контрольных показателей эффективности и запланированных мероприятий. Из 44 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных госпрограммой «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 2013 года, не достигнуты значения 18 показателей. При этом реально финансировались лишь около половины запланированных в госпрограмме мероприятий.

Не сильно беспокоятся из-за низкой энергоэффективности российского жилья не только чиновники, но и большинство российских граждан.

«Мало кто из покупателей обращает внимание на класс энергоэффективности домов. Доля таких клиентов в Москве не более 0,1%», – говорит Валерий Кочетков, директор направления «Новостройки» ИНКОМ-Недвижимость.

«Сам по себе класс энергоэффективности здания мало о чем говорит среднестатистическому покупателю и не является каким-то значимым критерием приобретения», – отмечает Владимир Щекин, девелопер жилого кластера RDD в Новой Москве.

По его словам, лишь некоторые экологично ориентированные клиенты, которые разбираются в этом вопросе, интересуются классом энергоэффективности и делают выбор по принципу «чем выше класс, тем лучше».

«Однако покупатели задают вопрос в целом о стоимости эксплуатации жилья, а также об управляющей компании, которая будет с ними работать после завершения строительства здания», – говорит Щекин.

Проблема с энергоэффективностью (особенно в части отопления) больше касается вторичного рынка жилья, считает эксперт. В связи с этим квартиры в хрущевках и сталинках пользуются сейчас меньшим спросом, так как их дорого содержать.

«Часто пожилые владельцы со скромными доходами продают такое жилье именно для того, чтобы переехать в более экономичные новостройки», – рассказывает Владимир Щекин.

Он признает, что повышение энергоэффективности домов требует внедрения новых технологий, материалов и оборудования в строительство. Все это требует больших вложений, а также научно-технической координации.

«Класс энергоэффективности присваивается зданию в зависимости от того, какое количество ресурсов оно потребляет для отопления. На класс энергоэффективности влияют также технические характеристики дома, наличие «умных» приборов учета и др. Чем выше класс энергоэффективности, тем меньше жителям нужно платить за услуги ЖКХ. К тому же сокращается скорость износа здания», – объясняет Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development.

Правда, следует признать, что плата за коммунальные услуги в нашей стране мало связана с энергоэффективностью конкретных зданий. Так, например, цены на природный газ в нашей стране поднимаются опережающими темпами в основном по причине потери экспортных доходов газовым монополистом. И хотя в мире или в Европе газ может дешеветь, в России он будет дорожать, точно так же как будет дорожать и отопление. И сдерживающим фактором для повышения тарифов является скорее низкий уровень доходов пенсионеров и других малообеспеченных групп, а не класс энергоэффективности жилья.

«Высшие соображения» при назначении коммунальных тарифов исключают в том числе и локальные коммерческие проекты повышения энергоэффективности.

«Сегодня сектор теплоснабжения является одним из наиболее успешных в сфере ЖКХ с точки зрения реализации концессионных соглашений. Однако он (как и все коммунальные сектора) очень сложный с точки зрения тарифной специфики. По закону тариф устанавливается на три года. Но проблема в том, что он каждый год переутверждается», – объясняет Наталья Трунова.

Такая ситуация, по мнению аудитора, не способствует эффективности реализуемых мер поддержки и привлечению инвестиций в эту сферу: «Мы понимаем, что для любых инфраструктурных вложений, не только в сфере теплоснабжения, окупаемость начинается только с 7-8 лет», – говорит Трунова.

«И, даже устанавливая тариф на три года, мы в какой-то степени лукавим. Плюс уровень этого тарифа не всегда позволяет выстраивать экономическую модель. Поэтому в первую очередь нужно стремиться к более долгосрочной тарифной политике», – предлагает аудитор Счетной палаты.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2023 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период, до 1 июля 2023 года.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2023 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2023 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период, до 1 июля 2023 года.

В 2023 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 г. № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2023 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2023 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30 июня 2014 г. № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15 июля 2020 г. № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2023 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ № 1289 от 07.10.2019 г., Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425.

Программа энергосбережения в 2023 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2023 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом