В Госдуме рекомендовали кабмину проработать изменения в Налоговый кодекс, которые касались бы ввода льгот для предприятий сферы ЖКХ, выяснил Forbes.
Депутаты предлагают предоставить водоканалам, поставщикам тепла и электроэнергии право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше трех). Также в нижней палате парламента предложили рассмотреть возможность установки на региональном уровне льгот по налогу на имущество для коммунальных объектов, которые создали в ходе инвестиционной деятельности.
Депутаты рекомендовали Минфину, Минстрою и ФАС рассмотреть целесообразность изменений в Налоговый кодекс, касающихся введения льгот для ресурсоснабжающих организаций (РСО, поставщики горячей и холодной воды, газа, тепла, электроэнергии). Об этом говорится в плане рекомендаций, направленных на решение ключевых проблемных вопросов в сфере ЖКХ, утвержденном заместителем председателя думы Алексеем Гордеевым. В аппарате Марата Хуснуллина подтвердили получение плана рекомендаций.
Речь идет о праве для РСО применять специальный повышающий коэффициент (не выше трех) в отношении расходов на амортизацию коммунальной инфраструктуры (например, труб, котельных и т. д.), что уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль. Доклад с предложениями по данному вопросу ведомствам рекомендовано подготовить к декабрю 2025 года.
Также законодатели рекомендуют рассмотреть возможность введения на региональном уровне льготы по налогу на имущество «в отношении объектов недвижимого имущества, созданных в процессе инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ».
Налоговые льготы важны при модернизации ЖКХ, поскольку позволяют высвободить значительные внутренние резервы компании и направить их на модернизацию основных средств, не прибегая, например, к заемному финансированию, что в условиях текущей ключевой ставки крайне затруднительно, отмечает член Общественного совета, первый замдиректора ассоциации «Жилищно-коммунальный совет» Ольга Сердюк. Также льготы позволят минимизировать роль государственного субсидирования, снизить нагрузку на бюджет в части модернизации коммунальной инфраструктуры, подчеркнула она.
Специальный коэффициент уже применялся в отрасли, согласно подпункту 3 статьи 5 федерального закона от 30 сентября 2017 года «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса» (286-ФЗ). Действие меры закончилось с 1 января 2023 года.
Это привело к заметному сокращению инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, снижению темпов перекладки ветхих сетей, подчеркивают в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). Особенно остро стоит проблема из-за того, что в условиях нестабильности экономических процессов есть большие риски роста долгов населения за ЖКХ. Все это формирует «стойкий недостаток оборотных средств, обеспечивающих выполнение текущих и инвестиционных обязательств», отмечают в ассоциации.
Значительную роль в модернизации играют и тарифы на коммунальные услуги для населения, которые контролируются государством, – как правило, их повышают в пределах инфляции. На практике рост цен гораздо меньше, чем требуется.
«Реализация всех необходимых инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры только за счет тарифов на тепловую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение потребует минимум их двукратного роста, то есть выше инфляции», – считает Ольга Сердюк.