Выступая вчера, 2 апреля 2019 года, на заседании Коллегии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, председатель Общественного совета при Минстрое России и глава наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин заявил, что энергоэффективность должна стать доминантой государственной политики в сфере капитального ремонта и строительства нового жилья.
По словам Сергея Степашина, жилищно-коммунальное хозяйство страны обладает огромным потенциалом повышения энергоэффективности — на него приходится около 20% потенциала по снижению энергопотребления в Российской Федерации. Доля потребляемых в стране ресурсов, которая приходится на многоквартирные дома, по оценкам экспертов, составляет в настоящее время 52% по тепловой энергии и 30% — по электроэнергии.
Однако до сих пор данный потенциал реализуется недостаточно. И причина, по мнению Сергея Степашина, кроется в конфликте целеполагания. Если стремиться к наращиванию объемов жилищного строительства, при одновременной минимизации затрат, то речь о повышении энергоэффективности не может идти, так как применение современных технологий и материалов объективно ведет к удорожанию капитальных затрат на 7-12%.
Как он отметил, для радикального решения данного противоречия необходимо расставить приоритеты в государственной политике и установить целевые показатели ввода энергоэффективного жилья в составе государственных программ, национальных и федеральных проектов. Одновременно государству необходимо разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих и мотивирующих заказчиков и застройщиков к строительству жилья повышенного класса энергоэффективности.
Данное предложение развивает концепцию оценки проектов по затратам «жизненного цикла», которую предложила в своем выступлении на Коллегии председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Безусловно, коммунальные расходы в домах, построенных с применением энергоэффективных технологий, для собственников жилья – граждан и муниципалитетов будут существенно ниже, нежели при применении устаревших технологий. Именно поэтому национальная цель «повышения доступности жилья» может рассматриваться не только с точки зрения снижения цены за квадратный метр, величины ипотечной ставки, но и с точки зрения сокращения эксплуатационных затрат на проживание в комфортабельном жилье.
Справочно:
Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703 утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
Мероприятия плана направлены на обеспечение модернизации основных фондов, увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5% в год, а также на обеспечение сокращения технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран.
По оценкам экспертов, энергоемкость экономики России в 1,5-2 раза выше, чем у наиболее развитых стран. Россия находится на 21 месте в списке энергоэффективных экономик, который возглавляют Германия и Италия.
С 2010 года Фондом содействия реформированию ЖКХ в 37 субъектах Российской Федерации реализуются проекты по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в энергоэффективные дома. За это время построено 154 энергоэффективных многоквартирных дома. Их общая площадь — 266,7 тыс.кв.м., что составляет лишь 1,7% от общей площади аварийного жилья, расселенного за время реализации программы.
Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ