ДОМ.РФ: У россиян не сформирована привычка смотреть на энергоэффективность жилья

У россиян не сформирована привычка смотреть на энергоэффективность жилья. Почему стоит обращать внимание на класс энергоэффективности своего дома, сколько сейчас "зеленых" домов и почему они выгодны для государства.

Об этом рассказала в интервью "Российской газете" на Восточном экономическом форуме директор по устойчивому развитию и международному сотрудничеству ДОМ.РФ Марина Слуцкая.

— В августе вступил в силу зелёный ГОСТ для индивидуальных домов, с 2022 года действует зелёный ГОСТ для многоквартирных домов. Как можно поддержать строительство зелёного жилья?

— Есть несколько моментов, которые важны с точки зрения зелёного строительства. Первое — это информированность о том, какие преимущества оно даёт, какие есть недостатки, если строят без учёта этих стандартов. Мы несколько дней назад интегрировали в суперсервис "Цифровое строительство" (строим.дом.рф) индикацию "зелёный дом", которая присваивается проектам, соответствующим ряду базовых критериев нового стандарта, включая сведения об энергетической эффективности дома. То есть подрядчик при загрузке своего типового проекта на портал заполняет анкету, по которой автоматически проверяется выполнение критериев зеленого строительства. И когда на портал заходит потенциальный покупатель, он может оценить характеристики и показатели объекта и выбрать качественное и энергоэффективное жилье. В индивидуальном жилищном строительстве энергоэффективность играет значительную роль, так как все затраты на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение и электрическую энергию ложатся на собственника здания, и он может напрямую влиять на них предусматривая те или иные энергоэффективные решения.

Второе — это возможность за счёт соответствия стандарту зеленого строительства подчеркнуть качество продукта и получить дополнительный спрос на него. И третье — это меры поддержки энергоэффективного, зелёного строительства, которые на текущий момент для сектора индивидуального жилищного строительства (ИЖС) находятся на этапе проработки.

— Сколько строящихся домов сейчас — "зелёные"?

— По данным Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС, наш.дом.рф), среди многоквартирных домов (МКД) — 29,6% или 3 909 МКД являются энергоэффективными. Из них 622 здания — с самым высоким классом энергоэффективности А++. В суперсервисе "Цифровое строительство" на сегодня уже 20 проектов ИЖС с момента недавнего запуска системы в эксплуатацию получили индикатор "зелёный дом". Застройщики только начали вносить необходимые параметры своих проектов, уже размещенных в системе для проведения оценки, однако все новые проекты будут сразу оцениваться в соответствии с ГОСТом для ИЖС, и число таких домов постепенно будет расти. С ростом спроса на ИЖС растет и конкуренция за покупателей. И эта конкуренция формируется в том числе за счет качества предлагаемого продукта, за счет лояльности к тем или иным застройщикам.

Даже те, кто раньше не знал о зелёных стандартах, сейчас говорят: "Да, мы реально строим дома соответствующего качества". В диалоге по ГОСТ Р на нас иногда выходили абсолютно некрупные региональные игроки, которые интересовались стандартом, просили их приобщить к его пилотированию.

Мы проводили исследование, которое показало достаточно высокий уровень интереса к энергоэффективности и зеленым технологиям. По его данным, 49% россиян готовы платить больше за энергоэффективное жилье. Но при покупке квартиры этот запрос, мне кажется, не всегда есть. В основном все-таки смотрят на цену и ипотечные платежи. И здесь огромный запас работы с информированностью.

В России ресурсы стоят не так дорого, как в Европе, и плата за коммуналку меньше. Это не огромная статья расходов, но она становится все заметнее. Об этом могу судить по себе: если раньше мне не было интересно, что входит в платежку, то сейчас я открываю ее и смотрю, сколько ушло на тепло, сколько за горячую воду и т. д.

Поэтому думаю, что здесь интерес будет расти. Мы уже привыкли, покупая стиральную машину или холодильник, смотреть на класс энергоэффективности. Смотреть на класс энергоэффективности квартиры привычка еще не сформировалась.

— Как можно повысить энергоэффективность строительства в стране?

— Здесь мы с Минстроем работаем в нескольких направлениях. Во-первых, это повышение качества данных об энергоэффективности. Зачастую мы видим, что нет четкого разделения понятий "энергоэффективности" и "энергосбережения" зданий, информация об этом отображается некорректно. Через цифровые сервисы с помощью Главгосэкспертизы мы меняем это отношение, увеличиваем ответственность контролирующих органов за то, чтобы они проверяли сведения о классе энергоэффективности.

Нужно, чтобы это были не просто буквы на фасаде дома, а за этим действительно стояло фактическое потребление ресурсов определенного уровня.

Второе — мы предлагаем внести корректировки в регулирование в этой сфере в части подходов к оценке класса энергоэффективности, чтобы он учитывал максимум доступных параметров и рассчитывался автоматически, а не самостоятельно застройщиком без должной проработки вопроса. То есть чтобы вы набивали числа - параметры объекта строительства — и в результате появлялась буква, а не вы сами набивали букву, потому что в последнем случае больше риск ошибки и меньше доверия к корректности проведенных застройщиком вычислений.

В то же время мы предлагаем распространить действие требований и правил определения класса энергетической эффективности на здания общественного назначения.

Еще один момент — мы планируем утвердить методику определения потребности подключения к сетям. Сейчас мощности запрашиваются по нормативам, они зачастую неадекватные, устаревшие, завышенные. Получается, что это может быть избыточная мощность для того или иного дома, и за них застройщик будет переплачивать.

Также мы предлагаем Минстрою и будем совместными усилиями больше доводить информацию до граждан по вопросам энергоэффективности. Будем делать это через договоры по ипотеке, через платежки, через публичные сервисы ДОМ.РФ. Потому что пока осведомленность остается супер низкой.

Есть и финансовые меры. За счет собственных средств ДОМ.РФ субсидирует договоры проектного финансирования застройщиков для объектов, которые соответствуют зеленым критериям. На федеральном уровне нами была предложена субсидия в объеме 64 млрд рублей до 2030 года на поддержку застройщиков, которые реализуют МКД с классами энергоэффективности A+, A++ в ряде регионов страны как часть федерального проекта "Новый ритм строительства" и национального проекта "Инфраструктура для жизни". Сейчас мы ждём, когда по этому вопросу будет принято финальное решение.

— Комплексное повышение энергоэффективности может отразиться на снижении дефицита энергии?

— Да, если мы сможем подойти к вопросу достаточно глобально — и в строительстве, и в том жилье, который подвергается капитальному ремонту. Это может не только привести к снижению нагрузок на сети коммунальной инфраструктуры, но и к снижению потребностей в новых генерирующих мощностях. Важно помнить, что строительство и ЖКХ отвечает за 25% всего энергопотребления страны. Мне кажется, это важно с учетом того, что это дорого, это большие капитальные затраты. Когда мы предлагаем, например, субсидировать для зеленых домов проектное финансирование и ипотеку, мы как раз просчитываем эти эффекты: сколько может сэкономить государство при строительстве генерирующих мощностей.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом