Проект Постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
(подготовлен Минэкономразвития России 05.05.2023)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".

2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН


Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от ____ № ____

Комплексная государственная программа Российской Федерации
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ
государственной политики в сфере реализации
комплексной государственной программы Российской Федерации
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

I. Оценка текущего состояния в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В 2008 году Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" была установлена цель по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Для ее достижения распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", которая признана утратившей силу постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 479.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 512-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Эффективность и развитие энергетики", в рамках которой реализовывалась подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", однако в 2015 году произошло резкое сокращение бюджетного финансирования до 471 млн руб. на период 2015-2018 гг., а также прекращено субсидирование соответствующих расходов субъектов Российской Федерации.

В 2019 года указанная государственная программа Российской Федерации переведена в статус подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 379, и в последние годы включала лишь меры регуляторного, административного и организационного характера. Поставленная в 2008 году ключевая цель государственной политики в области энергетической эффективности к 2020 году не была достигнута, снижение составило 15%.

В 2015-2021 годах среднегодовые темпы снижения энергоемкости ВВП Российской Федерации составили 0,6%, отставая от среднеевропейских темпов в 5,4 раза, от среднемировых – в 3,1 раза. По итогам 2019 года энергоемкость ВВП составила 9,68 т.у.т./млн руб. в ценах 2016 года (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов – 871,6 млн т.у.т.), в 2020 году – 9,3 т.у.т./млн руб. (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов – 829,5 млн т.у.т.), в 2021 году – 9,72 т.у.т./млн руб. (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов – 888,7 млн т.у.т.).

В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями являлись:

  • в 2019 году – электроэнергетика и теплоэнергетика (28%), обрабатывающая промышленность (20%), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10%), транспорт (16%), добывающая промышленность (9%) и население (17%);

  • в 2020 году – электроэнергетика и теплоэнергетика (27%), обрабатывающая промышленность (21%), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10%), транспорт (15%), добывающая промышленность (10%) и население (17%);

  • в 2021 году – электроэнергетика и теплоэнергетика (27%), обрабатывающая промышленность (20%), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10%), транспорт (15%), добывающая промышленность (10%) и население (17%).

Следует отметить, что в секторе жилищно-коммунального хозяйства наиболее энергоемкими являются процессы водоснабжения и водоотведения (водоочистки), а также сбор, обработка и утилизация отходов.

В сфере электроэнергетики и теплоэнергетики 44% от общего объема ресурсов потребляют электрические станции, 28% приходится на потребление котельными и 28% на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Текущая ситуация в сфере электроснабжения характеризуется значительным физическим износом оборудования, высокими показателями удельных расходов топлива и потерь в сетях, а в сфере теплоснабжения – высоким физическим износом тепловых сетей, высокими показателями удельных расходов сетевой воды и удельных расходов топлива на котельных. Потери в тепловых сетях в 2019 году составили от 8,1 до 19,1%,в 2020 году – от 8,6 до 19,7% в зависимости от региона.

Кроме того, в сфере теплоснабжения недостаточно используется потенциал когенерации несмотря на ее высокую эффективность (выработка электрической и тепловой энергии за счет когенерации позволяет экономить в среднем около 40% первичного топлива относительно раздельного производства аналогичного объема электрической и тепловой энергии). Стимулирование развития когенерации и перевод котельных на экономичные виды топлива также являются одними из ключевых направлений повышения энергетической эффективности.

На сферу добывающей и обрабатывающей промышленности в 2019-2021 годах суммарно пришлось от 29 до 31% от российского потребления топливно-энергетических ресурсов. Основным стимулом для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности в энергоемких секторах промышленности является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках путем снижения потребления энергоресурсов по всей цепочке создания добавленной стоимости. Новыми вызовами для энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности являются:

  • обусловленное санитарными и вводимыми экономическими ограничениями нарушение цепочек поставок и рост цен на материалы (медь, литий, никель, кобальт и др.);

  • возможное изменение предпочтений потребителей промышленной продукции в пользу альтернативных видов сырья и материалов;

  • развитие климатической повестки и углеродного регулирования в Российской Федерации и странах-импортерах российской продукции.

К ключевым проблемам повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве можно отнести:

  • недостаточно развитые механизмы финансирования энергоэффективной модернизации МКД и стимулирования снижения удельного энергопотребления;

  • низкая мотивация к строительству МКД наивысших классов энергетической эффективности и применения технологий "зеленого строительства";

  • низкий уровень оснащенности МКД системами учета потребления энергетических ресурсов (в первую очередь тепла): до настоящего времени не решена задача по обеспечению 100% оснащенности МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии к 1 января 2011 году, предусмотренная Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ;

  • отсутствие информации об уровне энергетической эффективности жилищного сектора и потенциале его повышения: около 90% жилых зданий не имеют установленного класса энергетической эффективности;

  • низкий уровень технической эксплуатации отремонтированных зданий и нового оборудования, а также намеренный вывод из эксплуатации приборов учета собственниками и эксплуатирующими организациями;

  • устаревшие технические требования в области строительства и эксплуатации в части повышения энергетической эффективности МКД и общественных зданий;

  • недостаточная координация планирования и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с планами модернизации коммунальной инфраструктуры для использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В сфере транспорта в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, мероприятия, в наибольшей степени способствующие энергосбережению и повышению энергетической эффективности, реализуются в рамках основных направлений развития смежных отраслей экономики, в том числе:

  • электрификация и газификация транспорта общего пользования, стимулирование перехода на использование моделей с низким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ;

  • перевод автомобильного транспорта на гибридные аналоги, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей (в том числе электробусов);

  • увеличение доли альтернативного топлива в грузовых и пассажирских перевозках.

Помимо модернизации транспортных средств энергоэффективные технологии могут внедряться и в дорожной инфраструктуре. Так, по состоянию на конец 2021 года в ведении Федерального дорожного агентства насчитывалось 480 671 светоточка на автомобильных дорогах федерального значения, большая часть которых (304 555 или 63%) пришлась на натриевые лампы. Между тем применение энергоэффективных светильников позволяет значительно снизить совокупный расход электрической энергии на уличное и дорожное освещение.

Необходимо отметить, что важнейшим элементом государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является проведение соответствующих мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации накоплен положительный опыт в области энергосбережения. Проводится модернизация предприятий, генерирующих электрическую и тепловую энергию, заключаются энергосервисные контракты, договоры концессии, устанавливается светодиодное освещение, приборы учета, строятся электростанции на возобновляемых источниках энергии в удаленных поселках.

Кроме того, повышение энергетической эффективности в то же время способствует достижению целей климатической повестки: согласно целевому (интенсивному) сценарию Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р (далее – Стратегия) прогнозируется рост выбросов парниковых газов (далее – ПГ) на 4% с 2 119 млн т СO2-экв. в 2019 году до 2 212 млн т СO2-экв. в 2030 году (+93 млн т СO2-экв.). Следовательно, реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является одним из способов сокращения выбросов ПГ и обеспечения социально-экономического развития с низким уровнем выбросов ПГ.

Таким образом, разработка мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Комплексная государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (далее – Программа) направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также учитывает накопленный опыт реализации направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности мероприятий иных государственных программ Российской Федерации.

Кроме того, в связи с высокой актуальностью задач по снижению антропогенных выбросов парниковых газов и адаптации к изменениям климата, Программа ориентирована на достижение целей Стратегии.

В этой связи Программой установлена цель по снижению энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года, что, в свою очередь, обеспечит вклад в достижение показателей Стратегии.

На динамику достижения целевого показателя Программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.

Цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

  • Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208;

  • Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

  • Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р;

  • Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;

  • Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р;

  • Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р;

  • Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р;

  • Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р.

III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, способы их эффективного решения

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации установлены ключевые положения, предусматривающие повышение энергетической эффективности экономики.

В целях достижения установленных приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены основные задачи:

  • совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

  • внедрение налоговых и финансовых стимулов для стимулирования внедрения энергоэффективных технологий;

  • формирование системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности посредством установления целевых показателей контроля их достижения;

  • комплексное развитие инфраструктуры, обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, продвижение и внедрения системы энергетического менеджмента;

  • создание условий для производства отечественных энергосберегающих технологий;

  • реализация механизмов, обеспечивающих активизацию деятельности как граждан, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Решение задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что потребует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Повышение энергетической эффективности является актуальной задачей также для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, что потребует совершенствования нормативно-правовой базы. Необходимо создать благоприятные условия для развития энергоэффективного строительства: снизить финансовую нагрузку при проектировании и строительстве энергоэффективных МКД (далее – МКД) и индивидуальных жилых зданий, разработать меры поддержки производителей и государственных заказчиков, направленных на стимулирование применения экологичных и имеющих высокую энергетическую эффективность строительных материалов.

Способом эффективного решения указанных задач является реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информационно-аналитическое обеспечение и популяризацию энергосбережения, а также включают мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики, промышленности, транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Основные направления Программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты приводятся в паспорте Программы.

IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года

Для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" повышение энергетической эффективности технологических процессов предприятий в рамках Программы выступает вспомогательным фактором обеспечения темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.

Также вспомогательным фактором Программы, влияющим на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" для достижения целевых показателей улучшения качества городской среды в полтора раза, в рамках Программы является принятие нормативных правовых актов и документов по стандартизации, направленных на повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации

Большинство регионов, входящих в состав приоритетных территорий, обладает значительным потенциалом энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

По состоянию на 1 января 2022 г., в 9 из 26 субъектов, входящих в состав указанных территорий, отсутствует утвержденная региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Еврейская автономная область, Приморский край, Чукотский автономный округ, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Крым).

Вместе с тем Республика Крым и Республика Саха (Якутия) являются лидерами среди субъектов Российской Федерации, в которых принято наибольшее количество отраслевых государственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В Республиках Крым, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченской, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях, Забайкальском крае показатели оснащенности МКД общедомовыми приборами учета потребления холодной и горячей воды, тепловой энергии составляют менее 30%, что значительно ниже среднероссийского уровня.

В Калининградской области, Республиках Крым, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике и Забайкальском крае показатель оснащенности МКД общедомовыми приборами учета потребления электрической энергии составляет менее 60%, что также ниже среднероссийского уровня.

Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, являются стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развитие энергосервисной деятельности, а также разработка мотивационных мер по повышению энергетической эффективности на предприятиях, в учреждениях, организациях на указанных территориях.

Новости энергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности

02.05.2024. Информационные технологии обеспечат прозрачность в бюджетной сфере и повысят интерес муниципальных образований

Информационные технологии обеспечат прозрачность в бюджетной сфере и повысят интерес муниципальных образований

24 апреля в Республике Саха (Якутия) состоялось очередное заседание проектного офиса по вопросам энергосбережения в бюджетной сфере , возглавляемое Центром ЖКХ и энергоэффективности. Традиционно участие приняли представители органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

На этот раз в повестке дня рассмотрели ход декларационной компании о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год, завершающейся 30 апреля. Следует отметить, что многие учреждения по республике не уделяют должного внимания данному процессу. Между тем, в ряде районов надзорные органы начали подачу исков на административное правонарушение в отношении конкретных учреждений по итогам неисполнения обязанностей за 2022 год.

Подробнее...

26.04.2024. Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по энергоэффективности и энергосбережению обсудил новые инициативы

Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по энергоэффективности и энергосбережению обсудил новые инициативы

23 апреля состоялось очередное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по энергоэффективности и энергосбережению. В рамках встречи предприниматели акцентировали внимание как на текущих вопросах, так и на новых инициативах и перспективах их реализации.

Об идее и подходах развития в России «биржи мощности» участникам заседания рассказал член Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по энергоэффективности и энергосбережению Александр Блажко. Эксперт отметил, что эта тема особенно актуальна в связи с тем, что Правительство России планирует ввести оплату за неиспользуемую резервируемую электрическую мощность либо безвозмездный отказ от нее в пользу сетевой организации или безвозмездное перераспределение.

Подробнее...

24.04.2024. Законодатели и эксперты обсудили реализацию государственной политики в области энергосбережения в субъектах Федерации

Законодатели и эксперты обсудили реализацию государственной политики в области энергосбережения в субъектах Федерации

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров провёл круглый стол на тему «Реализация государственной политики в области энергосбережения в субъектах Российской Федерации».

По словам Юрия Федорова, в стране сформирована законодательная база, регулирующая отношения по энергосбережению и повышению энергоэффективности. «Федеральным законодательством устанавливаются, в том числе требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Определены также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Подробнее...

23.04.2024. Минпромторг добавит в справочники для производств параметры энергоэффективности

Минпромторг добавит в справочники для производств параметры энергоэффективности

Минпромторг в 2024 году актуализирует семь информационно-технических справочников для отечественного производства с учетом повышения энергопотребления и энергоэффективности.

Об этом 23 апреля на круглом столе Комитета Совфеда по экономической политике рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин.

По его словам, при работе с предприятиями во всех регионах России в фокусе внимания ведомства вопросы энергоэффективности и экологичности промышленности. Поэтому Минпромторг в первую очередь работает в направлении наилучших доступных технологий.

Подробнее...

22.04.2024. ГИС «Энергоэффективность»: Прием деклараций о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год

Прием деклараций о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год

В связи с поступающими обращениями по вопросу нахождения деклараций о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год (далее – Декларация) в статусе «Подписано – направлено в Минэкономразвития РФ» более 30 дней Оператор ГИС «Энергоэффективность» сообщает.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 (далее – Порядок), декларация, размещенная в ГИС «Энергоэффективность» (представленная в Минэкономразвития России) с соблюдением требований пункта 6 Порядка, считается принятой Минэкономразвития России.

Подробнее...

18.04.2024. «Зеленые стандарты» распространят на страны СНГ

«Зеленые стандарты» распространят на страны СНГ

Внедрить классы энергоэффективности для общественных зданий, повысить качество данных об энергоэффективности в проектной документации и распространить лучшие отечественные практики "зеленого" строительства на страны СНГ и ЕАЭС предлагает ДОМ.РФ.

Это должно способствовать развитию "зеленого строительства" и повышению качества новостроек.

Предложения были подготовлены основанным ДОМ.РФ подкомитетом 8.3 "Зелёное строительство", который входит в состав Технического комитета по стандартизации ТК 465 "Строительство". Подкомитет, в частности, выступает за разработку и утверждение требований к проектированию энергоэффективных зданий, предусматривающих поэтапное повышение тепловой защиты и энергоэффективности всех объектов капстроительства. Класс энергоэффективности будет присваиваться и общественным зданиям при их вводе в эксплуатацию.

Подробнее...

15.04.2024. Опубликованы формы предоставления информации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и порядков их заполнения

Опубликованы формы предоставления информации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и порядков их заполнения

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 Минэкономразвития России осуществляет подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации, в том числе на основе информации, представленной в Министерство:

1) Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2) Организациями с участием государства, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также организациями (компаниями) – крупнейшими потребителями топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации.

Подробнее...

11.04.2024. Озеленение крыш как фактор энергосбережения в различных климатических условиях

Озеленение крыш как фактор энергосбережения в различных климатических условиях

Зеленые и охлаждающие крыши (cool roofs) обладают существенным потенциалом к снижению энергопотребления зданий в различных климатических условиях.

В новом исследовании ученые оценили влияние таких типов крыш на энергосбережение в шести городах с разным климатом – Каире, Гонконге, Сеуле, Лондоне, Лос-Анджелесе и Сан-Паулу.

Результаты показывают, что энергосбережение за счет применения зеленых и охлаждающих крыш может достигать 65,51% и 71,72% соответственно от общего энергопотребления на охлаждение и отопление в зависимости от климатических условий.

Подробнее...

09.04.2024. Внедрение умных технологий для обеспечения энергосбережения и технического учета МКД обсудила рабочая группа «Умный дом»

Внедрение умных технологий для обеспечения энергосбережения и технического учета МКД обсудила рабочая группа «Умный дом»

В рамках работы Комиссии по цифровизации в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 5 апреля прошло первое заседание Рабочей группы «Умный дом» под председательством Татьяны Вепрецкой.

Открыл заседание руководитель Комиссии по цифровизации, президент НОТИМ Михаил Викторов. Он отметил, что тема цифровизации ЖКХ находится в актуальной повестке цифровизации в рамках жизненного цикла ОКС.

Подробнее...

05.04.2024. Организации ЖКХ получают аналитику в личные кабинеты ГИС ЖКХ

Организации ЖКХ получают аналитику в личные кабинеты ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ внедрил новый формат коммуникации – доставку в личные кабинеты рассылки для организаций ЖКХ.

Цель рассылок – сделать ГИС ЖКХ максимально полезным для отрасли ресурсом. Например, в отчёт попадают сведения о показаниях приборов учета, сданных жителями через мобильное приложение «Госуслуги.Дом» и ГИС ЖКХ.

«Согласно действующей нормативной базе, организации должны выгружать эти данные из системы, но рассылка готовой выгрузки упрощает работу их сотрудникам. Кроме того, в отчёт попадает аналитика по качеству размещённой в системе информации по домам, обслуживаемым организацией. В апреле по всей стране пройдёт проект «День собственника», и эта выгрузка поможет организациям понять, в каких домах наиболее высокая вероятность успешно провести ОСС в онлайн-формате», – подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик.

Подробнее...

03.04.2024. Изменились контакты технической поддержки ГИС «Энергоэффективность»

Изменились контакты технической поддержки ГИС «Энергоэффективность»

На сайте ГИС «Энергоэффективность» в разделе «Контакты» опубликована информация о номере телефона и адресе электронной почты службы технической поддержки пользователей.

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Для оперативного решения возникшего вопроса необходимо при обращении в службу технической поддержки ГИС «Энергоэффективность» изложить суть обращения, указать ИНН организации и, при необходимости, приложить снимки экрана с вероятной проблемой.

Подробнее...

02.04.2024. Госдума в первом чтении приняла изменения в закон о теплоснабжении

Госдума в первом чтении приняла изменения в закон о теплоснабжении

2 апреля, Москва. – На пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», направленный на повышение надёжности и качества теплоснабжения населения, а также на повышение ответственности всех участников сферы теплоснабжения за готовность к отопительному периоду.

Анастасия Бондаренко, представляя законопроект, отметила, что изменения наделяют Правительство РФ полномочиями по установлению единых критериев надежности теплоснабжения. Кроме того, проектом федерального закона устанавливается перечень обязательных требований для подготовки к отопительному периоду.

Подробнее...

02.04.2024. Сибири и Дальнему Востоку выделят 32 млрд рублей на замену устаревшего отопительного оборудования на энергоэффективное и экологически безопасное

Сибири и Дальнему Востоку выделят 32 млрд рублей на замену устаревшего отопительного оборудования на энергоэффективное и экологически безопасное

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 года.

В частности, Правительство РФ вместе с регионами Сибирского и Дальневосточного округов до 15 июля 2024 г. должны разработать программу замены устаревшего отопительного оборудования, на которую предполагается потратить не менее 32 млрд. рублей. Такое поручение дал Президент России Владимир Путин.

Подробнее...

29.03.2024. Обжалование решений об установлении тарифов предложили унифицировать

Обжалование решений об установлении тарифов предложили унифицировать

Федеральная антимонопольная служба предложила установить единый порядок обжалования решений о введении (изменении) тарифов, который возложил бы оспаривание таких решений на арбитражные суды.

Такой законопроект Правительства, разработанный антимонопольным органом, размещен на официальном портале нормативных актов 27 марта.

Законопроект предусматривает расширение компетенции арбитражных судов за счет рассмотрения дел об оспаривании решений, устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие госрегулированию тарифы. Речь идет о тарифах на электроэнергию, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, на вывоз твердых коммунальных отходов, на цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги) в сферах естественных монополий.

Подробнее...

28.03.2024. Счетная палата проверит, почему тепло в регионах дороже, чем в Москве

Счетная палата проверит, почему тепло в регионах дороже, чем в Москве

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил поручить государственным аудиторам проанализировать тарифообразование в коммунальной сфере в различных субъектах.

Тарифы на тепло в Москве зачастую ниже, чем в регионах, а заработная плата столичных тружеников выше, чем на местах. В связи с этим Счетной палате целесообразно провести анализ объективности коммунальных тарифов и сопоставить их с доходами россиян в разных регионах. Исходя из полученной информации, депутаты смогут принять решения, «которых ждут избиратели», заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин во время выступления исполняющей обязанности главы Счетной палаты Галины Изотовой с отчетом о работе за 2023 год.

Подробнее...

27.03.2024. Акция «Час Земли» пройдет 30 марта 2024 г. с 20:30 до 21:30

 Акция «Час Земли» пройдет 30 марта 2024 г. с 20.30 до 21.30. Отключи свет на один час – прояви заботу о планете!

Час Земли – это акция, в ходе которой людей призывают выключить свет и бытовые электроприборы на один час в знак неравнодушия к будущему планеты.

В это же время гаснет подсветка самых известных зданий и памятников мира. Цель Часа Земли не в том, чтобы сэкономить электричество. Данная акция – это символ бережного отношения к природе. Из года в год это мероприятие позволяет привлечь внимание к необходимости ответственного отношения к природе.

Подробнее...

27.03.2024. В Минэнерго не планируют привлекать граждан к снижению спроса на электроэнергию

В Минэнерго не планируют привлекать граждан к снижению спроса на электроэнергию

Перевод россиян на тарифы коммерческих предприятий в целях управления спросом на электроэнергию не планируется.

Об этом министр энергетики Николай Шульгинов заявил 27 марта на расширенном совместном заседании комитетов Госдумы по энергетике и по контролю.

Ранее в некоторых СМИ сообщалось, что Минэнерго может предложить россиянам принять участие в реализации мер по снижению спроса на электроэнергию. Для этого потребуется переход на тарифы коммерческих предприятий, которые в среднем на 34 процента выше цен для населения.

Подробнее...

27.03.2024. Краснов: энергокомпании включали в тарифы свои расходы на авто премиум-класса и банкеты

Краснов: энергокомпании включали в тарифы свои расходы на авто премиум-класса и банкеты

Энергокомпании в некоторых регионах России включали в тарифы за электроэнергию свои расходы на автомобили премиум-класса и банкеты.

Об этом заявил генпрокурор России Игорь Краснов на расширенной коллегии Генпрокуратуры с участием президента России Владимира Путина.

«В республиках Башкортостан, Бурятия, Архангельской, Воронежской, Московской, Псковской областях и других регионах выявлены факты включения в тарифы на электроэнергию почти 6 млрд рублей неправомерных расходов, в том числе на обслуживание премиальных автомобилей, проведение банкетов», – сообщил он.

Подробнее...

25.03.2024. Продолжается регистрация на деловую программу ТЭФ-2024!

Продолжается регистрация на деловую программу ТЭФ-2024!

3-5 апреля на территории МВЦ «Казань Экспо» пройдёт Татарстанский международный форум по энергетике и энергоресурсоэффективности — ТЭФ-2024.

ТЭФ – это профессиональная платформа для конструктивного диалога, обмена передовым опытом, презентации новых идей и разработок, перспективных технологий, проектов и научных достижений в области энергоресурсоэффективности.

В мероприятии примут участие представители 15 регионов России, 3 городов федерального значения и зарубежных стран.

Подробнее...

25.03.2024. Чувашия вошла в пятерку регионов-лидеров по модернизации инженерных сетей за счет средств ФНБ

Чувашия вошла в пятерку регионов-лидеров по модернизации инженерных сетей за счет средств ФНБ

В Чувашской Республике в 2022-2023 годы с привлечением льготных займов Фонда национального благосостояния заменено 68,8 км сетей инженерных сетей.

По объему выполненных работ республика вошла в пятерку регионов-лидеров, сообщает оператор программы – ППК «Фонд развития территорий».

В текущем году работы по модернизации сферы теплоснабжения в малых городах Чувашии будут продолжены.

Подробнее...

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом