Новый ГОСТ поможет жильцам разобраться в расходах управляющих компаний

Росстандарт утвердил ГОСТ «Услуги управления многоквартирными домами. Подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества», который вступит в силу 1 марта 2024 года.

Как указывает данный документ, управляющие компании обязаны предоставить собственникам техническое и экономическое обоснование всех работ, на которые предполагается расходовать собранные с жильцов средства. При этом необходимость тех или иных работ должна быть соотнесена с финансовыми возможностями собственников жилья – размер платы с квадратного метра может зависеть от площади всех помещений дома и должен быть распределен равномерно в течение года, подчеркнула руководитель Национального жилищного конгресса Татьяна Вепрецкая, которая принимала участие в разработке ГОСТа.

По ее словам, управляющая компания должна предоставить владельцам квартир акты технического осмотра помещений МКД. Работники УК обязаны следить за состоянием общедомового имущества, регистрировать выявляемые дефекты и на основании этого формировать план работ, разделяя их на срочные и плановые. В случае надобности для экспертной оценки состояния дома могут привлекаться подрядные организации, работа которых будет оплачена за счет собственников. Обоснование работ, выполненное по ГОСТу, станет более весомым аргументом, чем итог поверхностного осмотра, поможет сделать работу УК более прозрачной – а значит, прибавит доверия к коммунальщикам со стороны жильцов, считают авторы документа.

Эксперты в целом одобряют принятие нового госстандарта. Благодаря ему активным жильцам будет легче разобраться в структуре тарифа, используемого УК. Однако нужно учесть, что разработанный ГОСТ носит рекомендательный характер и за его несоблюдение коммунальщики не понесут никаких санкций. Ключевой вопрос здесь – активность собственников жилья, которые могут опираться на многие другие нормативные акты, в которых детально прописано, как управляющие компании должны содержать и обслуживать жилфонд.

Процедура ознакомления жильцов с обоснованием тарифа довольно сложна, но без нее эффективно контролировать работу коммунальщиков невозможно. Согласно законодательству, в первом квартале года управляющая организация обязана провести общее собрание собственников, на котором она должна отчитаться об освоении сметы расходов за предыдущий год и утвердить смету на текущий год, которая станет основой для определения суммы платы за жилищную услугу, сообщила корреспонденту "РГ" Валентина Котова, руководитель Мурманского регионального центра общественного контроля "ЖКХ Контроль" и многолетний председатель ЖСК "Мурманск-28". В эту услугу входят содержание и обслуживание общего имущества (ОИ) многоквартирного дома плюс затраты на коммунальные ресурсы, необходимые для обслуживания ОИ. Сама смета должна состоять из трех разделов: затраты на управление многоквартирным домом, на содержание общего имущества и на его обслуживание.

Чтобы правильно составить смету и определить, что именно содержать и что обслуживать, сотрудники УК должны составить перечень общего имущества на основании технического паспорта дома и других технических документов. Учитывая, что под управлением одной и той же организации часто находятся десятки домов, всю эту работу необходимо провести отдельно по каждому зданию. Это важно, поскольку дома имеют разный срок эксплуатации и разное состояние, разный состав общего имущества, разное оборудование.

Сегодня в этой сфере существует большая неразбериха, создающая почву для откровенного самоуправства со стороны как коммунальщиков, так и муниципальных властей. Нередко в перечень общего имущества оказывается включенной придомовая территория, но это неправильно. Должны существовать документы, в которых зафиксирована передача на бесплатной основе земельного участка с конкретными границами и размером, поставленного на кадастровый учет. Только тогда он может быть включен в перечень ОИ, чтобы управляющая компания могла заниматься его обслуживанием за счет денег жильцов. Но зачастую бывает так, что муниципальная администрация не оформила участок должным образом, а управляющая компания вынуждена тратить на него деньги жильцов.

– Например, в Мурманске приняты правила благоустройства, которые не учитывают, передан ли в состав общего имущества участок, который власти обязали обслуживать управляющую компанию, – отмечает Валентина Котова. – И получилось так, что многим УК достались внутриквартальные проезды, а некоторые участки вообще оказались бесхозными. В итоге некоторые обслуживающие организации обязаны заниматься дорогами, хотя они никак не могут входить в перечень общего имущества многоквартирного дома. Считается, что если дорога проходит рядом с домом, то она "принадлежит" УК или ТСЖ. Причем бывает, что дорога проходит вдоль двух домов, но с одного дома требуют содержания дороги, а с другого – не требуют. А участок, по которому она проходит, включает в себя девять домов.

Законодатели продолжают работать над нормативной базой, чтобы облегчить взаимодействие жильцов с коммунальщиками. Например, до сих пор не существует единой формы договора управления МКД. В этом направлении уже разработаны два новых законопроекта, сообщила Светлана Разворотнева, заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Один касается подписания актов сдачи-приемки работ председателем совета дома совместно с управляющей компанией. Такая форма есть в Жилищном кодексе, но сейчас председатель совета дома может подписывать эти акты только в том случае, если его на это отдельно уполномочило собрание собственников и ему дали на это доверенность. Новый документ дает председателю право подписывать акты априори, раз уж его выбрали на эту должность. Второй законопроект - о стандартизации отчетности управляющих компаний. На данный момент можно получить только общий отчет о работе УК. По каждому конкретному дому добиться информации почти невозможно, а для ТСЖ и ЖСК форм отчетности вообще не существует.

Светлана Разворотнева, заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

– ГОСТ во многом повторяет федеральное законодательство, но в нем конкретизирован ряд моментов. Например, это процедура предоставления информации гражданам, методики расчетов платы за содержание и обслуживание общего имущества, дана удобная таблица классифицирования, есть графа об энергоэффективности. До этого каждая управляющая организация использовала свою собственную форму, единого варианта не было. Мы намерены и дальше идти по пути стандартизации управления многоквартирными домами и усиления возможностей собственников контролировать работу УК.


Российская газета

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом