Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год

Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год.

Ключевые выводы доклада:

Энергоемкость ВВП (без неэнергетических нужд по сумме секторов) в 2021 г. составила 9,52 т. у. т./млн руб. в ценах 2016 г., что на 2,3% выше уровня 2020 г. Во многом рост связан со спецификой 2020 г., когда снижение энергоемкости было связано со снижением потребления ресурсов из-за локдауна, при этом технологическая энергоэффективность заметно не изменилась.

В 2021 г. совокупное потребление ТЭР в стране составило 888,7 млн т. у. т., что на 59,2 млн т. у. т. больше, чем в 2020 г. Наиболее энергоемкими секторами по-прежнему остаются «Электроэнергетика, производство тепловой энергии» (27,4%), «Обрабатывающая промышленность» (20%), «Население» (17,2%) и «Транспорт» (15,2%).


Документ: Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год.


Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Изменение энергоемкости за счет технологического фактора служит главным индикатором для мониторинга реализации политики повышения энергоэффективности.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

В 2021 г. за счет данного фактора рост потребления энергии составил 2,8 млн т. у. т., а энергоемкость ВВП выросла на 0,3%. За последние 6 лет такой эффект наблюдался только в 2016 г. В 2015–2021 гг. за счет технологического фактора энергоемкость ВВП снизилась на 4,2% (в среднем на 0,7% в год), при этом сама энергоемкость ВВП в 2015–2021 гг. выросла на 3,4%. Следовательно, наблюдается умеренный прогресс в повышении энергоэффективности.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

В разрезе секторов вклад технологического фактора в 2021 г. составил:

  • в секторе «Электроэнергетика» впервые с 2015 г. технологический фактор способствовал не снижению, а росту потребления энергии на 1,7 млн т. у. т., вызвано это в основном ростом удельных расходов топлива на генерацию электроэнергии на 2,3 млн т. у. т.;
  • в секторе «Теплоснабжение» фактор способствовал росту потребления энергии на 0,3 млн т. у. т. за счет повышения доли потерь в тепловых сетях и роста УРУТ на производство тепловой энергии на ТЭС;
  • в секторе «Добывающая промышленность» технологический фактор позволил снизить потребление энергии на 4,1 млн т. у. т.;
  • в секторе «Обрабатывающая промышленность» за счет технологического фактора потребление энергии снизилось на 0,6 млн т. у. т.;
  • в секторе «Сельское хозяйство» фактор способствовал увеличению расхода энергии на 1 млн т. у. т.;
  • в секторе «Транспорт» вклад технологического фактора в прирост потребления энергии равен 3,5 млн т. у. т., что в большей степени связано с восстановлением уровня заполняемости транспортных средств, в частности воздушного транспорта;
  • в секторе «Жилищно-коммунальное хозяйство» строительство новых, более энергоэффективных, зданий и повышение теплозащиты существующих, рост использования энергоэффективных систем ГВС и бытовых приборов позволили снизить потребление энергии на 1,5 млн т. у. т.;
  • в секторе «Сфера услуг» за счет технологического фактора потребление энергии увеличилось на 1,9 млн т. у. т., при этом увеличение удельных расходов энергии на единицу площади вызвано не ухудшением технических характеристик зданий и оборудования, а ростом заполняемости зданий в первую очередь бюджетной сферы и в меньшей степени коммерческих зданий.

По состоянию на конец 2021 г. в 71 субъекте Российской Федерации приняты региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Фактический объем финансирования региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2021 г. вырос на 16% по отношению к предыдущему году и достиг 161 млрд руб., в том числе за счет бюджетных средств – 50,5 млрд руб., внебюджетных средств – 110,5 млрд руб. При этом инвестиции за счет внебюджетных источников увеличились на 18%, а со стороны консолидированного бюджета Российской Федерации – на 12%.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Оценочная экономия ресурсов в результате реализации программ в области энергоэффективности и энергосбережения в 2021 г. составила 2 220 тыс. т. у. т. Для сравнения: в 2020 г. она составляла 1 133 тыс. т. у. т.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

В 2021 г. продолжился рост числа и общей стоимости энергосервисных контрактов. В сегменте до 100 млн руб. было заключено 954 контракта (+19,7% – здесь и далее по сравнению с 2020 г.), в сегменте более 100 млн руб. – 35 контрактов (+20,7%). Общая стоимость контрактов сегмента до 100 млн руб. составила 7,3 млрд руб. (+15,1%), сегмента более 100 млн руб. – 50,2 млрд руб., т. е. выросла почти в 4 раза.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Наиболее востребованным механизм энергосервиса остается в сфере применения эффективной светотехнической продукции: более 66% контрактов заключено на модернизацию внутреннего и наружного освещения объектов социальной сферы и уличного освещения. По количеству заключенных контрактов наибольшее распространение в 2021 г. энергосервис получил на объектах социальной сферы (83,3%).

Количество зданий бюджетного сектора, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), в 2021 г. сохранилось на уровне 81,2 тыс., однако с 25,5% до 24% снизилась доля подобных зданий бюджетного сектора от всех зданий. Вместе с тем изменения произошли в отношении индикаторов, характеризующих уровень оснащенности многоквартирных домов ИТП. В абсолютном выражении количество МКД, оборудованных ИТП, выросло на 12,1% (со 173,3 до 197,2 тыс. ед.), а площадь – на 14,1% (с 1 200,1 до 1 397,2 млн м²).

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Уровень оснащенности МКД общедомовыми приборами учета потребления холодной и горячей воды составляет 54,3% и 66,3% соответственно. МКД с установленными приборами учета тепловой энергии составили 63,9% от общего количества многоквартирных домов, что соответствует уровню 2020 г., а оснащенность МКД приборами учета потребления электрической энергии – 74,2% (на 1% выше, чем в предыдущем году).

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Наибольший абсолютный прирост за 2021 г. зафиксирован в отношении квартир в МКД, фактически оборудованных приборами учета потребления холодной воды. По сравнению с предыдущим годом количество квартир с установленными приборами учета холодной воды выросло на 1,6 млн, а уровень их оснащенности — на 0,6 п. п., с 81,7% до 82,3%; количество квартир с установленными приборами учета горячей воды увеличилось с 27,2 до 28,3 млн (на 1,1 млн), а их доля в общем количестве жилых квартир в МКД – с 84,8% до 84,6% (на 0,2 п. п.). Индивидуальными приборами учета тепловой энергии в Российской Федерации оснащены 29,3% жилых квартир в многоквартирных домах (в 2020 г. – 27,5%). Уровень оснащенности квартир индивидуальными приборами учета потребляемой электрической энергии остается очень высоким – 97,1% (в 2020 г. – 96,6%). В относительном выражении больше всего – на 6,3 п. п. – в 2020–2021 гг. вырос удельный вес МКД, оснащенных индивидуальными приборами учета потребления природного газа: с 45,5% до 51,8%.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

По состоянию на конец 2021 г. удельный вес эксплуатируемых МКД с присвоенным классом энергетической эффективности от высочайшего (A++) до повышенного (С) составил 6,4%, что на 0,3 п. п. больше, чем в конце 2020 года. Доля МКД с классами D, E, F, G изменилась с 5,5 до 7,1% по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем доля многоквартирных домов без класса энергоэффективности сократилась с 88,4 до 86,5%.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

В 2021 г. количество введенных в эксплуатацию МКД, у которых не определен класс энергетической эффективности, составило 33,4% от общего числа введенных в эксплуатацию МКД (в 2020 г. – 29,9%). Наибольшее представительство зафиксировано в классе B (высокий): 41,0% – в 2019 г., 28,4% – в 2020 г. и 22,4% – в 2021 г. По состоянию на конец 2021 года общее количество эксплуатируемых МКД составило 871 932 единиц.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)

Ежегодно увеличивается доля энергоэффективных светодиодных светильников в освещении автомобильных дорог. Поэтому, несмотря на увеличение установленного парка светильников в 2021 г. на 2% по сравнению с 2020 г., совокупный расход электроэнергии на уличное и дорожное освещение вырос всего на 0,49% по сравнению с предыдущим годом. Рост доли светодиодных светильников в 2021 г. на дорогах федерального значения составил 8,1%, на дорогах регионального и межмуниципального значения – 9,9%, на дорогах местного значения – 9,8%.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год (СРО-Э-150)


Полный текст документа: Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год.


СРО НП «МАЭ» — СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом