10.02.2020. Андрей Богатенков. ГИС мечты: какой может стать ГИС «Энергоэффективность»

Федеральные органы исполнительной власти все больше задумываются о переустройстве и модернизации государственных информационных систем, за которые отвечают – без качественных данных невозможно принимать обоснованные решения и реализовывать свои функции.

Так и Минэкономразвития России, приняв ГИС «Энергоэффективность», планирует сделать ее действенным инструментом в реализации госполитики энергоэффективности. Наш эксперт помогает сформулировать подходы к модернизации ГИС «Энергоэффективность» с тем, чтобы она стала удобной и эффективной для всех сторон.

Разбираясь ранее с вариантами подачи энергодеклараций в 2020 году и новыми требованиями к бюджетным организациям по снижению потребления ТЭР, мы уже касались вопросов функционирования ГИС «Энергоэффективность» и работы в ней на местах.

Давайте посмотрим на существующую структуру ГИС «Энергоэффективность» и проанализируем перспективные потребности в соответствии с планами уполномоченного ФОИВ – чего ждать регионам, муниципалитетам и бюджетным учреждениям, и какой функционал был бы удобен и полезен им.

Сам портал не обслуживается и не обновляется уже какое-то время: последние новости законодательства – январь 2019, библиотека энергосберегающих решений – бессистемный список. В рамках перехода полномочий по госполитике энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России функции оператора ГИС «Энергоэффективность» также перешли к Минэкономразвития. К сожалению, переходный период затянулся.

В настоящее время в ГИС «Энергоэффективность» доступны следующие подсистемы:

  • направление копий энергетических паспортов в Министерство энергетики Российской Федерации – passport.gisee.ru;
  • подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью – ps-ues.gisee.ru;
  • модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» – dper.gisee.ru.

Декларации и энергопаспорта

Здесь давно все обкатано. Декларации нужны, принимаются пока по старой форме, но Минэкономразвития собирается изменить и форму декларации, и соответствующий модуль ГИС ЭЭ.

Что касается энергопаспортов, после отмены обязательных энергоаудитов их поток стал значительном меньше. Функции координации и контроля деятельности СРО в области энергетических обследований, а с ними и сбор и анализ данных паспортов и отчетов, также перешли от Минэнерго к Минэкономразвития России. Были еще предложения в рамках «регуляторной гильотины» отменить обязательность членства энергоаудиторских компаний в СРО, а в таком случае придется заново выстраивать механизм сбора энергопаспортов и отчетов об энергетических обследованиях. Но эти предложения пока остались предложениями.

Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью

Это атавизм, сохранившийся со времен постановления Правительства РФ от 25.01.2011 №20 «Об утверждении правил представления федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Постановление морально устарело, и модуль не несет в новых условиях функциональной нагрузки.

Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности

Согласно ст. 23 федерального закона №261-ФЗ, информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:

  • о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации;
  • об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, к которым эти данные необходимо приводить;
  • об объеме использования энергетических ресурсов и об энергосбережении в разрезе отраслей экономики, ЖКХ, жилищных фондов, регионов и муниципальных образований;
  • об оснащенности приборами учета в разрезе государственного, муниципального, частного жилищных фондов, регионов и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования;
  • полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, из энергопаспортов, отчетов по результатам энергетического обследования, энергодеклараций, информации из реестра СРО в области энергетического обследования;
  • о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе для обеспечения государственных или муниципальных нужд, об объеме планируемой в них экономии;
  • о продукции и технологических процессах с высокой энергетической эффективностью, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • о федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кое-что можно почерпнуть из постановления Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 (ред. от 25.09.2019) «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» (вместе с «Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»).

Согласно п.4 Правил, создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы. По решению Министерства экономического развития Российской Федерации деятельность по эксплуатации, развитию, в том числе по обработке информации, содержащейся в государственной информационной системе, осуществляется с привлечением подведомственных Министерству учреждений (на практике – Всероссийская академия внешней торговли).

Согласно п.5 Правил, информация, содержащаяся в государственной информационной системе, включает в себя сведения, установленные 261-ФЗ, а также:

  • а) данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
  • б) средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;
  • в) количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • г) данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
  • д) показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
  • е) данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
  • ж) данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • з) установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
  • и) перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность

Вспомним проекты нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны Минэкономразвития:

  • методические рекомендации по расчету потенциала снижения суммарного объема потребляемых ресурсов;
  • методика расчета значений целевых показателей;
  • приказ по изменению энергетической декларации и порядку ее подготовки и сдачи;
  • проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам…»

Больше никакие нормативные требования, за исключением технических, не должны повлиять на структуру и функционал ГИС «Энергоэффективность», именно с учетом названных выше положений и должна состояться модернизация ГИС «Энергоэффективность» до версии 2.0, чтобы «оживить» и сделать работоспособной систему.

Однако не все так просто. Сделав верхнеуровневую систему, каковой и должна являться ГИС, ФОИВ должен получить инструмент для мониторинга и исполнения установленных целевых показателей в целом по территории РФ, что означает наличие сквозного учета с уровня каждого отдельного объекта.

Пообъектные данные присутствуют в энергетических декларациях, но эти данные пока особо не используются.

Какой может стать ГИС Энергоэффективность

Итак, пока общеописательно, без технических аспектов, порассуждаем, как можно подойти к разработке ГИС «Энергоэффективность», каким может быть техническое задание на ее модернизацию.

ГИС «Энергоэффективность» 2.0 должна базироваться на программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, агрегированных по региону, но с полной картиной по каждому из соисполнителей программы соответствующего уровня и до конечного объекта. В свою очередь, для этого нужны региональные сегменты ГИС.

Это значит, что в ГИС должны быть жестко закрепленные единые справочники – единая для всех НСИ (нормативно-справочная информация) в части определения объектов, мероприятий, показателей и их методик расчетов для обеспечения однотипности на всех уровнях. Ее предстоит создать и утвердить, чтобы все пользователи вводили информацию максимально единообразно, а значит, с большими возможностями для последующей аналитики.

Необходимо обеспечить математическую логику расчета показателей (которые еще не приняты) – формулы расчета, определенные методикой, должны быть едины, и лучше вшиты в систему, чтобы пользователи сами не занимались расчетами и не плодили разночтения. Конечно, следует руководствоваться принципом одноразового ввода информации пользователем и затем использования именно этого значения, во избежание дублирования и разночтений.

Система, очевидно, будет формировать программы из мероприятий и программ нижнего уровня (с учетом прошедших согласований, уровней доступа и проч.) путем соответствующей агрегации. Необходимо определить, какие сегменты в каком порядке участвуют в этом слиянии (ожидаем, что это будет определено в нормативном акте, который заменит постановление Правительства №1225) – по ресурсоснабжающим организациям, бюджетным учреждениям, социальным отраслям и т.п.

Хорошо бы создать функционал, чтобы каждый объект был привязан к своим энергетическим декларациям, паспорту и отчету по результатам энергоаудита, если таковой проводился, и программе. Это даст полный и объемный энергопрофиль объекта в динамике с отличными возможностями аналитики как на уровнях отрасли, муниципалитета, региона, Федерации, так и для потенциальных исполнителей энергосервисных контрактов.

Логично предусмотреть расчет текущих и перспективных классов энергетической эффективности зданий объектов бюджетной сферы (по-хорошему, для полной картины по территории нужно видеть и жилищный сектор, МКД; это может достигаться интеграцией с ГИС ЖКХ), причем нужны данные как по текущим, так и по  перспективным классам (с учетом реализации программ).

Пользователям – бюджетным учреждениям очень бы пригодился сервис-калькулятор в помощь подготовке документации для энергосервисных контрактов. Имеются в виду методики расчетов и верификации данных (на основе постановления Правительства №636 и соответствующих методик). Очевидно, с учетом данных энергодеклараций процесс расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) может быть значительно облегчен.

Наконец, «вишенка на торте» — система сможет на основе данных региональных сегментов автоматически формировать информационную основу программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по Российской Федерации; готовить информационное сопровождение государственного доклада о состоянии энергосбережения на реальных данных, а также отчетность и аналитику для принятия оперативных регулирующих решений.

Лишь с учетом данного подхода можно будет повернуть государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности лицом к участникам, не требуя отчетов, программ и деклараций, а предоставив реальный инструмент для текущей деятельности, который соответствует текущему и возможному уровню автоматизации.

В следующей статье обратимся к техническим подробностям, которые можно учесть при разработке обновленной системы.


Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом