Российский бизнес подтвердил важность низкоуглеродной повестки для сохранения конкурентоспособности на мировых рынках

В преддверии 27-й Конференции ООН по климату в Шарм-эш-Шейхе (СОР-27) и министерской встречи «Группы двадцати» по климату и окружающей среде состоялось третье заседание Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России.

Открывая заседание, Министр Максим Решетников отметил, что несмотря на текущую ситуацию, работа в рамках повестки устойчивого развития и ее климатического трека остается одним из ключевых факторов развития мировой экономики и сохраняет актуальность для российской экономики.

«Это долгосрочный тренд, который уже влияет на конкурентоспособность российских компаний. И сам бизнес это понимает. Во многих крупных компаниях уже утверждены стратегии устойчивого развития и многие из них значительно продвинулись в реализации своих планов по декарбонизации», – сказал он.

Максим Решетников добавил, что Правительство продолжает придерживаться целей Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Министр также отметил, что помимо уже работающей с прошлого года национальной таксономии «зеленых» и адаптационных проектов, в России уже сформирована регуляторная база по климатическому регулированию и завершается создание условий для запуска углеродного рынка.

Так, формируется реестр выбросов парниковых газов. Крупные компании будут вносить в него сведения уже в начале следующего года. Порядок передачи данных был утвержден после продолжительной общественной дискуссии в начале этого года. Сейчас идет выстраивание системы обратной связи с компаниями.

Кроме того, идет подготовка к реализации первых добровольных климатических проектов. Зарегистрировать проекты можно будет уже с 1 сентября – для этого заработает реестр углеродных единиц. В него же будет вноситься верифицированная информация о результатах проектов.

Осенью 2022 года будет запущен эксперимент на Сахалине по выходу региона на углеродную нейтральность к концу 2025 года. Соответствующий закон был принят в марте 2022 года и предполагает квотирование выбросов и мероприятия по их сокращению крупнейшими эмитентами (предприятиями).

«Это первый опыт использования механизма углеродного квотирования. Вместе с ним должен появиться дополнительный спрос на углеродные единицы, – отметил Решетников. – К концу 2024 года сахалинские компании будут понимать, укладываются ли они в установленную квоту. Если нет, то смогут купить углеродные единицы у тех, кто реализует добровольные климатические проекты. Если сократят выбросов больше, чем требовалось – смогут продать эти углеродные единицы в конце 2025 года».

Таким образом, по мнению Министра, будет формироваться спрос на разные типы углеродных единиц – и от климатических проектов, и от выполнения квоты.

В свою очередь представители крупных российских компаний и организации развития отметили, что декарбонизация экономики и адаптация к негативным последствиям изменениям климата сохраняют значимость для национальной и международной повестки.

«Низкоуглеродные проекты более устойчивы к глобальному энергопереходу, и в перспективе будут сталкиваться с меньшим количеством стратегических рисков. Поэтому условия для эмитентов таких инструментов должны быть более выгодными: как следствие мы видим запрос на синхронизацию терминов «зелености» и «декарбонизации» с «уровнем риска и ожидаемой доходности».

Концепция «переходных» проектов призвана решить несколько задач: задать четкую связку между «зелёными» и «адаптационными» проектами, уровнем актуальности каждого такого кейса для декарбонизации экономики и вклада в реализацию стратегии низкоуглеродного развития страны», – сказал первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.

Начальник управления экологии АО «Северсталь Менеджмент» Ольга Калашникова подчеркнула, что «климатические технологии должны оставаться вне санкций, и именно с них может начаться нормализация международного сотрудничества».

«Наша компания уже сейчас обладает существенным технологическим потенциалом для снижения выбросов и адаптации, но мы также готовы активно работать над разработкой и внедрением новых видов продукции и готовых инженерных климатических решений», – добавила она.

В своем выступлении Заместитель генерального директора компании «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Юлия Шабала высказала мнение, что «нынешние условия ведут к пересмотру ориентиров в области борьбы с изменением климата, трансформации отдельных проектов по декарбонизации и к необходимости переориентации товарно-сырьевых потоков на рынки Азии, а также пересмотру мирового топливно-энергетического баланса».

«Тем не менее, несмотря на сложную геополитическую обстановку, возникшие ограничения и выпавшие звенья зарубежных технологий наша компания проведет адаптацию своей климатической стратегии, основанной на «зеленом переходе» для продолжения развития в новых условиях», – добавила она.

Кроме того, Юлия Шабала подчеркнула, что для развития низкоуглеродной экономики в новых условиях ведения бизнеса необходимо усиление роли государства по поддержке «зеленого перехода», отметив необходимость «более активного сотрудничества и координации по вопросам климатической повестки, в том числе в рамках международного переговорного процесса, с дружественными странами – крупными эмитентами выбросов парниковых газов, в первую очередь с Китаем и Индией».

Подводя итоги обсуждения, Максим Решетников отметил, что внедрение принципов устойчивого развития и интеграция климатической повестки – не опция «по желанию», а насущная потребность. В связи с этим он подчеркнул важность развития российских органов по верификации для повышения их конкурентоспособности на международном уровне.

Глава ведомства также подтвердил готовность взаимодействовать с бизнесом для унификации методологической базы для реализации климатических проектов. Важно, чтобы крупный бизнес участвовал в формировании спроса на углеродно нейтральную продукцию, добавил он.

Источник информации:
Минэкономразвития России


СРО НП «МАЭ» — СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом