Ирина Булгакова: «Модернизацию ЖКХ нужно вести с учетом тех изменений, которые произошли в укладе жизни наших городов»

Задачи по комплексной модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны поставлены в приоритет на самом высоком уровне.

Однако стартовать их решение должно с определения первостепенных проблем, объемов финансирования, а также с формирования грамотных законотворческих инициатив и проектов. О том, какая работа ведется в этих направлениях, в интервью изданию рассказала Ирина Булгакова, руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России, руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный жилищно-коммунальный совет».

– Известно, что правительство готово выделить средства на модернизацию ЖКХ. Пока точной суммы нет, она постоянно меняется. Но эксперты сходятся во мнении, что дефицит средств в реальности куда больше. Об этом говорили и вы. Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие проблемы сейчас в отрасли самые острые. Какие именно потребности можно будет закрыть данными средствами?

Износ коммунальной инфраструктуры высок как формально, так и фактически. К сожалению, есть конкретные свидетельства этого. Все мы знаем о произошедшей недавно техногенной аварии в Волгограде, крупнейшей за последнее десятилетие, когда сточные воды залили несколько городских районов, почти 200 тыс. человек остались без воды и отопления.

Чтобы таких проблем не было, нужна комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, софинансирование которой из федерального бюджета предусмотрено текущим вариантом Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, которая недавно была представлена вице-премьером Маратом Хуснуллиным на заседании Правительства РФ.

Конечно, все эти годы средства в модернизацию отрасли ЖКХ вкладывались, но в недостаточном объеме. И объем этот недостаточен не только потому, что накапливался физический износ, но и потому что наши города сильно изменились. Вы видите сами, как повысилась этажность зданий и трансформировались требования потребителей коммунальных услуг. Люди стали более мобильны, темп жизни ускорился, появились новые приоритеты. Мы стали по-другому питаться, стирать, в домах стало больше компьютерной техники. Все это ведет к перераспределению нагрузок, особенно сезонных, в городе в целом и в доме в частности. Так, раньше в контексте потребления электроэнергии мы говорили только про зимний максимум, сейчас у нас уже есть летний максимум, ведь из-за жары люди включают кондиционеры и сплит-системы. Поэтому нам нужна не только физическая замена сетей, но и их перепроектирование.

Допустим, если менять по 5% сетей в год, это позволит через пару десятков лет выйти на стабильный процент износа коммунальных сетей, то есть на показатель, который не будет расти так сильно, как растет сейчас. Но поскольку уже есть большой износ, а меняли мы в год максимум 1,5–2%, то нам однозначно нужны ускоренные темпы, так как стоимость коммунальной инфраструктуры сейчас исчисляется триллионами.

– Какие главные тенденции в жилищном и коммунальном хозяйстве в условиях санкций вы бы выделили? Какие мероприятия проводятся Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в ЖКХ, в том числе и в сфере ценообразования, для стабилизации ситуации?

Первая и главная тенденция связана с импортозамещением. Часть оборудования, в том числе и критического, была импортной, например, турбины и газопоршневые машины, насосное оборудование. Из-за санкций их производители либо ушли из страны, либо покупка продукции стала невозможной. А ведь это оборудование уже было вписано в планы действующих инвестиционных программ, в случае срыва сроков которых по законодательству следуют штрафные санкции. Осознав проблему, государство приняло решение отложить эти штрафные действия. Соответствующие нормативно-правовые акты приняты, идет работа по пересмотру сроков реализации проектов и возможности замены оборудования из первоначальных инвестпланов.

Вторая тенденция, которую бы я выделила, связана со ставкой рефинансирования. В начале года она сильно выросла. Да, сейчас она движется к исходному значению, но сказать о последствиях ее повышения нужно. Коммунальные услуги отпускаются таким образом: люди сначала потребляют, а счета получают через месяц. Платят еще чуть позже, а бывает, что и не платят. Так мы получаем кассовый разрыв, он естествен и учтен в законодательстве.

Организации ЖКХ берут кредиты на этот кассовый разрыв, у них это заложено в себестоимость услуг. Тариф рассчитывается с учетом ставки рефинансирования и плюс еще 4% — стоимость того самого кредита. Это обосновано, ведь предприятие должно вовремя платить зарплаты, закупать топливо и прочее. Соответственно, рост ставки рефинансирования спровоцировал рост размеров оборотных кредитов. Тогда были приняты важные постановления для крупных системообразующих предприятий и предприятий сферы ЖКХ, которые давали возможность взять кредиты по ставке, запланированной у них в линии тарифа. Еще ставка рефинансирования по законодательству связана с пенями, которые начисляются потребителям за просрочку платежа. Из-за ее резкого увеличения должны были вырасти и пени. Здесь Госдума РФ тоже среагировала достаточно быстро: принято постановление, согласно которому повышенные пени людям не начислялись.

Еще из тенденций я бы отметила падение спроса на электроэнергию среди предприятий промышленности и в офисных зданиях. А вот у физических лиц такого нет, даже наоборот, поскольку часть работников переместилась работать из офисов домой. Снижения средних платежей населения мы не видим, люди как платили, так и платят. Однако опасения, что реальные доходы населения, а следовательно и собираемость платежей, снизятся, существуют. В данном случае мы надеемся на то, что грамотно сработают органы социальной защиты, в чьих задачах помочь субсидиями людям, которые действительно не могут платить по счетам.

– Несколько месяцев назад Минстрой разработал законопроект, регулирующий тарифы ЖКУ в малоэтажных комплексах. В чем суть этого законопроекта и его нынешнее состояние? Какие другие недавние важные законотворческие инициативы вы бы отметили?

Что касается законопроекта, регулирующего тарифы ЖКУ в малоэтажных комплексах, все началось с прецедента: житель одного такого комплекса отказался платить за содержание общего имущества. Подчеркну, что инфраструктура в комплексах всегда разная. Это могут быть дороги, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз мусора и так далее.

Дело поступило на рассмотрение в Конституционный суд РФ, и тот постановил, что, с одной стороны, платежи обязательны, но, с другой стороны, выявились пробелы в правовом регулировании отношений по управлению имуществом общего пользования в комплексах индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой и его содержанию. Проще говоря, не определены параметры, по которым должны рассчитываться платежи.

Так что основанием для разработки данного законопроекта послужило постановление Конституционного суда РФ № 55-П от 28.12.2021: в кратчайшие сроки внести изменения в действующее правовое регулирование и определить статус коттеджных поселков, состав и режим имущества общего пользования в них, а также урегулировать отношения по его управлению и содержанию.

Разработанный Минстроем РФ законопроект не только содержит в себе информацию об оплате и тарифах, но и говорит в целом о том, каким образом граждане, живущие в таких комплексах, должны содержать общее имущество, что к нему должно и может относиться. Эксперты, ознакомившиеся с законопроектом, выдвинули ряд замечаний. Например, документ был посвящен исключительно малоэтажным зданиям. А у нас в стране достаточно большое количество комплексов, где наряду с малоэтажными застройками к тем же системам снабжения подключены многоквартирные дома. Сейчас этот законопроект находится в комитете по строительству и ЖКХ Госдумы РФ, он дорабатывается для рассмотрения во втором чтении.

Какие еще важные для отрасли законотворческие инициативы в разработке? Во-первых, я бы выделила принятый в первом чтении проект об энергосервисных контрактах. Проблема была в том, что субсидии и компенсации для отдельных категорий граждан, таких как ветераны войны, труда, многодетные семьи, сироты и другие, не могли быть включены в затраты на такого рода контракты. Из-за этого инвестор, реализующий энергосервисный контракт, сталкивается с отказом жителей платить за ЖКУ. А жителей льготных категорий в одном доме может быть от 30% до 50%. И вот этот момент учитывается в новом законопроекте. В настоящее время документ находится на согласовании.

Кроме того, в комитет Госдумы по строительству и ЖКХ внесен на рассмотрение законопроект, касающийся доступа провайдеров к общедомовому имуществу. С одной стороны, любой гражданин, проживающий в своей квартире, может выбрать провайдера себе по душе. С другой стороны, провайдеров очень много. И если все они будут напрямую заходить на дом, то могут испортить внутридомовое оборудование чрезмерным количеством сетей. Еще встречаются случаи, когда УК самовольно ограничивают для провайдеров вход на объект. Правильно выстроить взаимоотношения всех сторон и призван этот законопроект. Он тоже на стадии доработки, думаю, полное его принятие пройдет в первом полугодии 2023 года.

Не могу не упомянуть о том, что в рамках деятельности экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ ведутся попытки систематизировать работу управляющих компаний и выдачу им лицензий. В этой сфере действительно много проблем. Аспекты деятельности управляющих организаций либо не урегулированы до конца, либо перерегулированы. Проблемы связаны с некорректно установленными нормативами потребления, нечетким распределением обязанностей между собственниками МКД и УК, взаимоотношениями с ресурсосберегающими организациями и так далее. Права и обязанности всех должны быть грамотно сбалансированы. К нам поступает множество законодательных инициатив, над которыми мы работаем. Думаю, что через полгода какие-то конкретные проекты законов уже будут обнародованы.


Общественный Совет при Минстрое России

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом