В 2018 году принят Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым энергетическое обследование стало добровольным.
Указанным законодательным актом так же была исключена норма, накладывающая штрафные санкции за не проведение энергетического обследования и отсутствие действующего энергопаспорта.
Однако, в настоящее время энергетическое обследование (энергоаудит) остается необходимым (обязательным) для целого ряда организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Необходимость энергообследования для организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности в области передачи тепловой энергии
Так, в соответствии с п. 23 раздела IV Приказа Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Приказ № 325) в состав документации по нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии, входят результаты энергетических обследований тепловых сетей, энергетический паспорт тепловой сети и перечень предложений (мероприятий) по повышению энергетической эффективности работы систем транспорта тепловой энергии разработанный в соответствии с п. 7 Приказа № 325 на основе результатов энергетических обследований тепловых сетей, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.
В соответствии с указанным Приказом № 325, организации, осуществляющие регулируемый вид деятельности в области передачи тепловой энергии, обязаны проводить энергетическое обследование при утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя. В противном случае, утверждение органами исполнительной власти (местного самоуправления) указанных нормативов будет иметь признаки нарушения, т.к. комплект документации не в полной мере будет соответствовать требованиям действующего приказа.
Необходимость энергообследования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области водоснабжения и водоотведения
Проведение энергетического обследования так же осталось обязательным и для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области водоснабжения и водоотведения, при проведении технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» (далее – Приказ № 437/пр).
В III разделе указанного Приказа № 437/пр в части состава работ по техническому обследованию отражен п. 23 – на основании которого организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, специализированной организацией должен проводиться энергетический аудит с составлением энергетического паспорта организации.
Разработка актов технического обследования необходима в том числе и для последующей реализации требований действующего ФЗ относительно разработки схем водоснабжения и водоотведения, определения фактических/плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, установления нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.
Контроль
В этом году из различных регионов РФ поступает информация, что органы прокуратуры начали обращать внимание на наличие энергетического паспорта и отчета об энергетическом обследовании у организаций, направляющих на утверждение указанные выше документы, при проверках органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.