Большая разница: почему в РФ неравномерно выросли тарифы на услуги ЖКХ

Издание «Известия» опубликовало материал о причинах изменения тарифов на услуги ЖКХ. На стоимость влияют доходы населения, изношенность сетей и региональные индексы, предполагают специалисты издания.

В администрациях регионов, ФАС и Минстрое объяснили «Известиям», с чем связана заметная разница в тарифах ЖКУ после их плановых повышений. В начале осени жители ряда регионов столкнулись с тем, что сумма в квитанциях увеличилась на 15–20%, а где-то и значительно больше — 1 июля правительство проиндексировало тарифы по услугам жилищно-коммунального хозяйства. На стоимость повлиял комплекс причин, в том числе бюджеты субъектов, состояние инфраструктуры и разный вид топлива. Можно ли изменить размер тарифа и кому доступны льготы по выплатам — в материале «Известий».

Как устроены счета за ЖКУ

Многие россияне после летних отпусков могли удивиться платежкам за услуги ЖКХ, рассчитанным по новым тарифам. В ряде российских СМИ, включая газету Федерального собрания РФ, сообщается о недовольстве жителей Костромы, Калужской, Омской, Тюменской и Рязанской областей и других регионов, где плата поднялась выше ожидаемого уровня, объявленного правительством.

Например, жители Костромы обратили внимание, что за содержание общедомового имущества им насчитали в четыре раза больше, чем было. А в среднем за «двушку» платеж вырос с 3 850 до 8 250 рублей — то есть более чем в два раза. В некоторых городах Рязанской, Калужской, Тюменской областей итоговая сумма увеличилась в 1,5–2 раза. Во Владивостоке за водоотведение жителям начислили на 25–30% больше.

«Известия» попросили прокомментировать разницу в тарифах и направили запросы в администрации Чувашии, Калужской, Рязанской, Тюменской и Омской областей, а также администрацию города Владивостока.

В пресс-службе главы Чувашии пояснили, что услуги, за которые выставляются счета, делятся на жилищные и коммунальные. Жилищные включают содержание и текущий ремонт общего имущества в домах и взносы на капитальный ремонт. Они не регулируются государством.

При этом коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение, обращение с ТКО) определяются именно государством. Совокупная плата за них ограничивается индексами, установленными правительством РФ с учетом региональных особенностей.

Например, нормой является то, что с 1 июля 2024 года максимальное изменение платы за коммунальные услуги в Чувашии составляет 12,8%. Это значит, что тариф на конкретную услугу может быть выше или ниже установленного для республики индекса, однако общий платеж за весь набор коммунальных услуг не должен превышать данный индекс, поясняют в пресс-службе.

В управлении ЖКХ администрации Костромы «Известиям» привели такой пример: если собственники жилых помещений, а также наниматели по договорам найма не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или на общем собрании не был установлен размер платы за содержание жилого помещения, тогда он определяется местным постановлением.

— Размер платы за содержание жилого помещения для этих категорий граждан с 1 августа 2024 года проиндексирован на 7,2%, — говорят в администрации города. — При этом предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городу Костроме с 1 июля 2024 года утвержден в размере 9,2%.

Остальные собственники жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) вправе сами устанавливать размер платы за содержание общедомового имущества. Решение принимается на общем собрании жильцов, рассказали в горадминистрации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми, сенатор Ольга Епифанова отмечает, что в 2023 году тарифы не менялись, это первая индексация цен на ЖКУ за полтора года. По ее словам, в зависимости от региона изменившиеся суммы в квитанциях могут отличаться в 3–4 раза.

— Больше всего платят жители регионов Крайнего Севера и Арктики, Дальнего Востока, — говорит Епифанова. — В каждом регионе действуют свои тарифы, и это вполне объяснимо разницей климатических условий, особенностями коммунальной инфраструктуры, степенью изношенности сетей, видом топлива.

Например, на тариф за отопление напрямую влияет вид топлива, которое используется в том или ином регионе: каменный уголь, газ, мазут. Мазут — самый дорогой, а зависимость от него еще высока в некоторых регионах Севера и Дальнего Востока. Сенатор напомнила, что по поручению президента РФ котельные, работающие на мазуте, будут реконструированы под биотопливо — там, где это целесообразно.

Модернизация с господдержкой

Индексация тарифов на ЖКУ проводится в рамках инфляции, а также на основании показателей и параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития РФ, с учетом стоимости ресурсов, затрат на ремонт и модернизацию объектов, инженерных сетей и коммуникаций, объяснили «Известиям» в пресс-службе Минстроя России.

— При этом тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются субъектами РФ, контроль за соответствием тарифа осуществляет ФАС России, — добавляют в министерстве.

В пресс-службе ФАС России «Известиям» разъяснили, что на федеральном уровне правительство определяет ограничения в виде предельной планки изменения платы за ЖКУ. А главы регионов на основе этого устанавливают свой индекс, отмечают в ФАС.

В ведомстве добавили, что в настоящее время продолжают действовать системные меры поддержки граждан. Например, получение субсидии на оплату коммунальных услуг для семей, в доходах которых коммунальные платежи превышают определенную долю.

Член Общественного совета при Минстрое России, и.о. исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный жилищно-коммунальный совет» Ольга Сердюк подтверждает, что индекс платы распространяется только на коммунальные услуги. То есть водоснабжение, водоотведение, отопление, горячее водоснабжение, электроэнергия, вывоз ТБО и газ.

— Эти семь видов услуг еще не вся платежка, хотя и очень существенная, — отмечает она. — Если на коммунальные услуги разрешенный рост 10,8%, то внутри этих услуг изменения могут быть разными.

По ее словам, тарифы на отдельные услуги могут вырасти и на 25%, если это требуется для выполнения мероприятий на системе теплоснабжения, электроснабжения или водоснабжения. Необходимо помнить, что на газ в этом году тарифы для населения выросли на 25%. Это могло сильно повлиять на платеж, если в квартире много зарегистрированных граждан, уточняет Сердюк.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Роман Лябихов добавил, что различия в стоимости ЖКУ между регионами обусловлены также экономической ситуацией, уровнем доходов населения и местными бюджетами. Например, в Забайкальском крае ожидается максимальный рост тарифов на 15%, в то время как в Хакасии — всего на 4%.

Также в материале сообщается, что «Известия» направили запрос в Правительство РФ.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом