Эксперты РЭА Минэнерго России подготовили отчет о тепловой экономичности ТЭС за 2023 год

Российское энергетическое агентство Минэнерго России продолжает ежегодную работу по оценке объема перерасхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии паросиловым оборудованием тепловых электрических станций (ТЭС).

В отчете за 2023 год для оценки тепловой экономичности отобрано 252 электростанции с паросиловым оборудованием.

Анализ уровня резервов тепловой экономичности ТЭС показывает необходимость разработки энергокомпаниями дополнительных мер, направленных на сокращение перерасхода топлива и, как следствие, выбросов парниковых газов в атмосферу.

Данные аналитического отчета РЭА Минэнерго России могут быть использованы органами исполнительной власти при реализации ключевых мер Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года; Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года; для определения приоритетных направлений совершенствования методической базы в области нормирования технико-экономических показателей ТЭС; для разработки механизмов стимулирования энергокомпаний к повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов при производстве электрической и тепловой энергии.

ОТЧЁТ О ТЕПЛОВОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ ТЭС ЗА 2023 ГОД

Общая информация


Цель отчёта

Формирование сведений об объемах резервов тепловой экономичности паросилового оборудования ТЭС.

Определение приоритетных направлений совершенствования методической базы в области нормирования технико-экономических показателей ТЭС и разработке механизмов стимулирования энергокомпаний к повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов в процессе производства электрической энергии и тепла.

Обратить внимание энергокомпаний на уровень резервов экономии топлива при формировании производственных и ремонтных программ на 2025 год.

Понятие резерва тепловой экономичности

Резерв тепловой экономичности оборудования – это максимальный уровень снижения расхода топлива, который может достигаться за счет ликвидации устранимых дефектов проекта, изготовления и монтажа оборудования, недостатков эксплуатационного и ремонтного обслуживания оборудования (РД 34.08.552-95). Резерв тепловой экономичности является основным показателем оценки уровня эксплуатационного и ремонтного обслуживания оборудования с точки зрения энергоэффективности.

Резерв тепловой экономичности оборудования отражает оценку отклонения фактических параметров работы оборудования от номинальных, выраженную в тоннах условного топлива.

Значение резерва тепловой экономичности может быть положительным или отрицательным: для удобства анализа положительные значения называются перерасходами топлива, а отрицательные – экономией топлива.

Перерасход и экономия – отдельные составляющие РЭТ, требующие раздельного анализа, поскольку имеют различные причины возникновения и негативные свойства. Перерасход топлива в составе резерва тепловой экономичности в большей степени является следствием возникновения дефектов на оборудовании. Экономия топлива в составе резерва тепловой экономичности в основном возникает за счет некорректно рассчитанной нормы параметров работы оборудования в НТД по ТИ или некорректного измерения (определения) этих параметров. Результатом перерасхода топлива является увеличение себестоимости отпускаемой энергии за счет роста условно-переменных затрат, а также усиление негативного воздействия на окружающую среду. Негативным фактором существенной экономии топлива от номинала является скрытие в своем объеме части перерасходов топлива, подлежащих устранению.

Оценка РЭТ по отдельным составляющим перерасхода и экономии топлива позволяет существенно сократить занижение объемов РЭТ в результате суммирования знакопеременных значений РЭТ (перерасхода и экономии).

Условия агрегирования данных

Первичными данными для агрегации показателей резервов тепловой экономичности в настоящей работе приняты данные по единицам оборудования электростанции (турбоагрегатам и котлам) и по группам оборудования в целом. Такое решение позволило существенно сократить занижение результатов оценки абсолютных значений резервов тепловой экономичности, возникающих на уровнях групп оборудования и электростанций в результате суммирования внутри самих групп знакопеременных значений резервов тепловой экономичности на отдельных единицах оборудования.

Группы оборудования электростанций

Группа оборудования – совокупность конденсационных турбоагрегатов или турбоагрегатов с регулируемыми отборами пара с одинаковыми параметрами свежего пара (для энергоблоков еще и схожей установленной электрической мощностью), и всех котлов (пылеугольных и газомазутных), обеспечивающих работу данных турбоагрегатов.

Электростанции с паросиловым оборудованием

Субъекты электроэнергетики, владеющие на праве собственности или ином законном основании ТЭС, установленная генерирующая мощность которых в совокупности равна или превышает 500 кВт (с детализацией по отдельным ТЭС, установленная генерирующая мощность каждой из которых равна или превышает 500 кВт), предоставляют отчетные данные в соответствии с Приказом Минэнерго России от 23.07.2012 № 340.

Отчет не содержит показателей для оценки резервов тепловой экономичности по парогазовым или газотурбинным установкам.

Для оценки тепловой экономичности отобрано 252 электростанции, полностью или частично функционирующих с использованием паросилового оборудования и эксплуатируемых субъектами электроэнергетики.

Ознакомиться с отчетом можно по ссылке.


СРО НП «МАЭ» – СРО-Э-150

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на второй 3-летний перио) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.

Энергообследование, энергопаспорт, программа энергосбережения

Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.


  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Расчет класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ), в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель

Онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»

Мы подготовили онлайн-сервис АРМ «Энергоэффективность»
Модуль «Класс энергетической эффективности МКД: Декларация. Этикетка. Указатель»


Позволяет осуществить расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома и сформировать документы для ГЖИ (декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, этикетка и указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома) в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Регистрация и установка программного обеспечения не требуется.

  • Расчет класса

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Расчет класса энергетической эффективности многоквартирного дома онлайн бесплатно

  • Декларация

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

    Декларация о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Этикетка класса

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Этикетка класса энергетической эффективности многоквартирного дома

  • Указатель класса

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

    Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Рассчитать класс

Рассчитать класс энергетической эффективности МКД онлайн

Заказать энергообследование, энергоаудит, энергопаспорт, программу энергосбережения, декларацию

Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15


Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Запросить КП онлайн

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом