Проект федерального закона № 513229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях на пленарном заседании 30 июля 2024 года.
Как пояснил, выступая от ответственного за документ Комитета по энергетике, Павел Завальный, после принятия законопроекта в первом чтении Комитетом была создана рабочая группа по его доработке. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, представители уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, теплоснабжающих, теплосетевых организаций и государственных органов субъектов Российской Федерации.
Доработанная редакция законопроекта включает в себя консолидированные положения, реализующие поручения Президента РФ В.В. Путина в части в части повышения надежности и безопасности систем теплоснабжения. Сформулирована четкая системы подготовки всех ответственных субъектов за подготовку объектов теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Для муниципальных образований обязательными стало наличие утвержденной (актуализированной) схемы теплоснабжения, вторым главным документом становится план ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения.
Этот план должен быть разработан с учетом таких же планов теплоснабжающих и теплосетевых организаций, владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями, быть согласованным с уполномоченными органами субъектов РФ в сфере теплоснабжения, газоснабжения, ГО и ЧС, водоснабжения, электроэнергетики, ежегодного актуализироваться и размещаться на сайте муниципалитета. Таким образом, повышается уровень ответственности за ликвидацию аварийных ситуаций.
Для теплоснабжающих и теплосетевых организаций нормы и требования по подготовке к зиме начинают носить обязательный характер в рамках № 190-ФЗ.
Во исполнение поручения Президента РФ на эти организации возложена обязанность по выполнению мероприятий по резервированию систем теплоснабжения, также определен источник финансирования таких мероприятий. Кроме того, теплоснабжающие и теплосетевые организации, также как и муниципалитеты, должны иметь согласованный с ними план действий по ликвидации аварийных ситуаций.
Выделены конкретные категории потребителей тепловой энергии, обязанных обеспечить подготовку к осенне-зимнему периоду принадлежащих им объектов. Это коммерческие потребители; управляющие организации; лица, которые непосредственно управляют общим имуществом дома, а если способ управления не реализован – то муниципальные образования. Значимой новеллой законопроекта является распространение его норм на владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями. При подготовке к зиме они должны будут выполнять ряд требований, как и теплосетевые организации, либо все-таки распорядиться своими сетями в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.
Важнейшим решением Павел Завальный назвал то, что принятый законопроект устанавливает ответственность должностных лиц и организаций за необеспечение готовности объектов теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Норма введена во исполнение поручения Президента РФ. Проект федерального закона, предусматривающего дополнение КоАП новыми составами правонарушений в части необеспечения готовности к отопительному периоду, подготовлен Минэнерго России и будет внесен в Правительство РФ в установленном порядке.
«Таким образом, с учетом нововведений мы создаем полноценную, комплексную систему подготовки всех объектов теплоснабжения к качественному и безаварийному прохождению осенне-зимнего периода, вводим ответственность за необеспечение выполнения обязательных требований в этой сфере. Принятие закона позволит выполнить задачи, поставленные Президентом РФ, задействовать для этого все уровни власти, и не оставит муниципальные образования один на один с решением вопроса об организации теплоснабжения на своей территории и бесперебойного энергоснабжения потребителей», – заявил Павел Завальный, выступая на пленарном заседании.