Махнула ли рукой Россия на энергосбережение?

Складывается впечатление, что в последние несколько лет проблематика повышения энергоэффективности в нашей стране ушла на второй план, а возможно, и дальше.

При этом, по мнению Евросоюза, в контексте глобального энергоперехода повышение энергетической эффективности является стратегией номер один. Будет ли придерживаться ее Россия?

Повышение энергоэффективности, безусловно, позволяет решить ряд проблем. Прежде всего, обеспечить экономическую доступность энергии. Учитывая рост потребления более дорогих ресурсов, для сохранения этой доли на экономически доступном уровне нужно компенсировать это повышением энергоемкости. Во-вторых, обеспечить конкурентоспособность — кстати, в российской промышленности при более низких ценах на энергоресурсы доля расходов на них в себестоимости продукции выше, чем у западноевропейских коллег при производстве тех же видов продукции.

Три закона в действии

«Когда мы говорим об энергоэффективности, многие полагают, что хорошо, когда она есть, но если ее нет, без нее тоже можно прожить, — отмечает генеральный директор Центра энергоэффективности-XXI век Игорь Башмаков. — Люди не понимают, что повышение энергоэффективности — очень жесткий экономический закон развития человеческой цивилизации. Так же, как с другими физическими законами. Вы можете их соблюдать или не соблюдать, но вспомните законы физики: если кто-то схватится за оголенный провод под высоким напряжением, результат понятен. Законы экономические, энергетические, может быть, действуют не так жестко, но все равно могут наказывать».

По мнению спикера, сегодня как никогда необходимо вспомнить три закона энергетической трансформации. Первый касается того, что доля расходов на энергию в доходах потребителей на протяжении столетий сохраняется примерно на одном уровне.

«Если мы говорим о расходах всех потребителей энергии по отношению к ВВП, то верхний предел составляет примерно 10%. В основном эта доля колеблется в диапазоне от 6 до 10%. Как только вы заступаете за верхний порог, темпы экономического роста резко снижаются. И здесь есть ловушка цены на углерод. Если вы только повышаете цены, при этом не стимулируете повышение энергоэффективности и развитие низкоуглеродных технологий, платежи будут увеличиваться, доля расходов будет расти, и экономический рост будет тормозиться, — констатирует эксперт. — В силу существования этого закона есть интересная пропорция: производительность энергии — величина, обратная энергоемкости, — прямо пропорциональна средней цене на энергию. То есть в странах, у которых средняя цена на энергию ниже, доля расходов на энергию в ВВП не ниже, а выше. Этот закон относится не только к ВВП в целом, но и к любому сектору: промышленности, транспорту, жилищному хозяйству.

Низкие цены на энергию на самом деле консервируют технологическую отсталость. Но, вместе с тем, рассуждая о ценовой политике, надо понимать, что цены — очень опасное «лекарство». Его нужно применять строго по предписанию врача — по одной таблетке три раза в день, а не всю пригоршню одновременно. Это значит, что нужно совершенно четко просчитывать ценовую политику, которая позволяла бы не тормозить экономический рост».

Второй закон связан с тем, что повышение совокупной производительности факторов производства требует повышения качества энергетических услуг и ресурсов.

«Если мы переходим от угля к нефтепродуктам, газу, электроэнергии, а дальше к ВИЭ и водороду, то доля более качественных энергоресурсов в энергобалансе растет. Но такие ресурсы и стоят дороже, — комментирует Игорь Башмаков. — Если посмотреть перспективу с 1800 года, качество ресурсов увеличивалось примерно на 1% в год. При этом темпы экономического роста практически прямо пропорциональны темпам роста качества энергии. То есть, для того чтобы обеспечивать производительность экономики, нужна более качественная, но, к сожалению, более дорогая энергия.

Из этого вытекает третий закон: если доля расходов стабильна, а цена растет примерно на 1% в год, то энергоемкость обязательно должна снижаться примерно на 1%. Это мы наблюдаем в последние 200 с лишним лет. Таким образом, можно сделать вывод, что энергоэффективность — не вишенка на торте, это закон, и тот, кто игнорирует его, останется в проигрыше».

Кроме того, энергоэффективность способна помочь увеличить многофакторную производительность благодаря повышению «качества энергии», смягчить остроту проблемы ограниченности природных ресурсов, поддерживать экономический рост при жестких экологических требованиях, обеспечивать энергетическую безопасность.

Махнула ли рукой Россия на энергосбережение? (По материалам профессиональной конференции «Новая Россия – Новая Энергетика. Генерация будущего»)

«Чтобы обеспечивать рост ВВП на душу населения на 1%, необходимо снизить энергоемкость ВВП на 0,5-0,8%. Эта цифра растет по мере повышения уровня экономического развития. Кстати, у более развитых стран эта пропорция превращается в 1 к 1: 1% роста ВВП на душу населения требует сокращения энергоемкости на 1%», — уточнил эксперт.

России нечем похвастаться?

«В недавнем докладе Международного энергетического агентства «Net Zero by 2050» сказано: для того чтобы глобальная экономика могла обеспечить нулевые выбросы в 2050 году, энергоемкость глобального ВВП должна снижаться на 4% в год. Мы видели в ретроспективе, что она снижалась всего на 1% в год. Некоторым кажется, что 3% — не очень существенная цель, но на самом деле это сложнейшая задача, может быть, даже невыполнимая. Добиться таких темпов снижения энергоемкости достаточно трудно.

Причем мы понимаем, что во многих странах показатели среднего уровня энергоэффективности близки к параметрам наилучших доступных технологий, а сами НДТ приближаются к параметрам технологического и теоретического минимума, — комментирует Игорь Башмаков. — Если посмотреть динамику последних шести лет в России, все зависит от того, как мы будем считать энергоемкость ВВП. Если посчитаем ее вместе с топливом, которое используется на неэнергетические нужды, то увидим, что в 2020 году энергоемкость в РФ была выше, чем в 2015-м, то есть не снижалась.

Если же говорить о более корректном расчете энергоемкости и вычитать использование топлива на неэнергетические сырьевые нужды — в химии, нефтехимии, газохимии, то увидим, что энергоемкость снижалась, но не так динамично, как хотелось бы.

За счет технологического фактора энергоемкость в РФ за шесть лет снизилась только на 3,5%. Согласно указу Президента РФ, энергоемкость ВВП должна была снизиться на 40% к 2020 году, а фактически мы имеем 5%. Если более правильно считать энергоемкость без этих самых энергетических нужд, она снизилась на 17%.

Сегодня МЭА дает данные по 146 странам. Россия находится практически в последней десятке, где самые высокие показатели энергоемкости ВВП. Нередко говорят, что в РФ холодный климат, территория огромная, поэтому у нас энергоемкость выше. Эти два фактора объясняют только 1/10 разрыва, все остальное — технологии и структура экономики».

Махнула ли рукой Россия на энергосбережение? (По материалам профессиональной конференции «Новая Россия – Новая Энергетика. Генерация будущего»)

Многие страны снижают энергоемкость значительно быстрее, чем Россия. Например, в Китае этот показатель уменьшается на 3% в год. Мы же максимум можем похвастаться 1,3%. Это означает, что до уровня сокращения энергоемкости на 4% в год нам идти гораздо дальше, чем другим государствам.

«Это примерно как бегать в соревновании экономического роста с гирями на ногах. Представьте, что вы стоите на старте, готовясь пробежать стометровку, и у вас к каждой ноге привязано по гире, а у других атлетов все хорошо», — провел аналогию Игорь Башмаков.

Он констатирует, что после 2014 года Россия махнула рукой на энергосбережение.

«Сейчас часто говорят: «Давайте мы не будем применять никакие механизмы углеродного регулирования, все решим за счет повышения энергоэффективности». Но почему мы все время говорим об этом в будущем времени? Что мешает нам этим заниматься сегодня? С 2010 по 2014 год мы достаточно активно начали заниматься энергоэффективностью. Потом, перед чемпионатом мира по футболу и после кризиса плюнули на это: в 50-100 раз сократились ассигнования из федерального бюджета на меры по повышению энергоэффективности, резко ослабло внимание правительства к этому направлению.

Считаю, что у нас в федеральном правительстве, во всех министерствах и ведомствах энергосбережением занимаются менее пяти человек. А ведь была замечательная программа по энергоэффективности, я ее разрабатывал, проводил по ней расчеты, но на ней поставили крест. Теперь мы занимаемся комплексным планом по повышению энергоэффективности, имеющим совсем другой статус.

Под комплексным планом нет никаких ресурсов. Некоторые нормативные акты принимаются, иногда неплохие, но их мощь, воздействие на порядок, на два-три порядка меньше, чем у той программы, которой мы занимались и в рамках которой пускай не так много, как мы хотели, но выделялось ресурсов. Я помню, как спорил с заместителем министра финансов о том, сколько требуется ресурсов, и тогда из федерального бюджета выделяли 7 млрд рублей, а сейчас — 50-60 млн рублей в год.

Чтобы продвигаться вперед к экономическому росту, чтобы повышать ВВП на душу населения, нужно обязательно снижать энергоемкость. Мы двигались в этом направлении, но в последние пять лет стоим на месте. На мой взгляд, нам нужна новая программа «Энергоэффективная Россия», без нее не справиться».

(По материалам профессиональной конференции «Новая Россия — Новая Энергетика. Генерация будущего»)


www.eprussia.ru

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация, энергоаудит, энергетическое обследование

Заказать программу энергосбережения, энергопаспорт, энергодекларацию, энергетическое обследование, энергоаудит


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта, энергодекларации, энергетического обследования (энергоаудита) просто напишите нам на эл. почту info@ion-ing.ru или позвоните по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Программа энергосбережения, энергетический паспорт, энергодекларация

Программа энергосбережения — ответственность в 2024 году


Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. должны иметь действующую программу энергосбережения. Программа должна содержать целевые показатели, мероприятия по энергосбережению (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а именно: на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей и на юридическое лицо — от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке (ч. 5 ст. 15 № 261-ФЗ). Т.е. в настоящее время не предусмотрен штраф за отсутствие энергетического паспорта.


Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, учреждения должны актуализировать программу энергосбережения на 2024-2026 годы, т.е. очередной 3-летний период.

В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

  • Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Программа энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — объем работ и порядок составления в 2024 году


При составлении программ энергосбережения на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) мы выполним следующие работы:

  1. расчет целевых показателей (ЦУЭ, ЦУС) на каждое здание (более 100 кв. м) и для каждого вида ТЭР по Приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 – на основании предоставленной заказчиком энергодекларации

  2. предложение, расчет и согласование с заказчиком энергосберегающих мероприятий для достижения за 3 года рассчитанных ЦУЭ и ЦУС на каждое здание и для каждого вида ТЭР

  3. составление программы энергосбережения и таблиц по формам приложений к Приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период), выполненная по требованиям Приказа Минэнерго от 30.06.2014 № 398 и Приказа Минэкономразвития от 15.07.2020 № 425, представляет собой достаточно объемный документ (не менее 50-60 листов А4 для учреждения с 1-2 зданиями на балансе), насыщенный различными расчетами, взаимосвязанными целевыми показателями и сводными таблицами. Поэтому несомненно, что качественное составление программы энергосбережения возможно только при участии квалифицированных специалистов-энергоаудиторов.


Минэкономразвития России: для социальных госучреждений утверждены методические рекомендации по снижению потребления энергоресурсов и воды

Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения) в 2024 г. на 2024-2026 годы (второй трехлетний период).

Узнать больше: ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» продолжает работу по разработке и корректировке программ энергосбережения для государственных (муниципальных) учреждений согласно ППРФ от 07.10.2019 № 1289, Приказу Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425.

Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) — заказать от 7 900 руб.


Программа энергосбережения в 2024 году на 2024-2026 годы (второй 3-летний период) является для учреждения важным документом по финансированию и реализации мероприятий по энергосбережению на 3 года и любые ошибки в нем и неточности в определении целевых показателей могут привести к неприятным последствиям.

Заказчикам энергетического обследования, программ энергосбережения рекомендуем проконтролировать наличие у исполнителя работ действующего допуска СРО энергоаудиторов к работам в области энергетического обследования (наличие актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов), а также наличие на разработанной документации отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов.


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Для заказа программы энергосбережения, энергетического паспорта просто напишите на info@ion-ing.ru или позвоните нам по телефону 8 (8352) 36-22-15. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности

Энергопаспорт потребителя энергетических ресурсов


Наши специалисты соберут все необходимые данные по юридическому лицу и в разрезе каждого здания и каждого вида энергоресурса, а затем произведут требуемые расчеты, составят балансы, определят перечень рекомендуемых обеспечивающих и энергосберегающих мероприятий и составят энергетический паспорт и отчет о проведенном энергетическом обследовании.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»

  • Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования»

Порядок работ по энергетическому обследованию с оформлением энергопаспорта

  • Сбор данных о потреблении ТЭР и их анализ


    Сбор данных о потреблении ТЭР по всем зданиям, строениям, сооружениям и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; договора и счета за потребленные ТЭР и воду

  • Составление энергопаспорта и отчета об энергообследовании


    Составление энергопаспорта и отчета

    Энергопаспорт и отчет включают в том числе и сведения о рекомендуемых энергосберегающих мероприятиях

  • Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО энергоаудиторов


    Регистрация энергопаспорта и отчета в СРО

    Регистрация энергопаспорта в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера в реестре СРО.

Определение и присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений


Наши специалисты соберут все необходимые данные по многоквартирному дому, произведут требуемые расчеты, определят класс энергетической эффективности многоквартирного дома и составят Декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов для предоставления в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ).

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от 6 июня 2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

  • Письмо Минэнерго России от 28 июня 2017 г. № 04-0897 «Разъяснения по вопросам присвоения класса энергетической эффективности»

Порядок работ по подтверждению класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений

  • Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД (зданием) и  анализ


    Данные о потреблении ТЭР отдельным МКД и их анализ

    Технические паспорта; акты ввода в эксплуатацию и свидетельства о поверке приборов учёта; счета за потребленные ТЭР

  • Расчет класса энергетической эффективности


    Расчет класса энергетической эффективности

    Составление декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов

  • Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия


    Выдача органом ГЖИ акта проверки соответствия МКД

    Класс энергетической эффективности МКД, здания, строения, сооружения подтверждается надзорным органом c выдачей акта проверки

Энергопаспорт и подтверждение класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), зданий, строений, сооружений — заказать


Эл. почта: info@ion-ing.ru. Тел.: 8 (8352) 36-22-15

Просто напишите или позвоните нам и укажите количество и общую площадь объектов, приложите техническое задание при наличии. Узнайте стоимость и сроки работ. Работаем в г. Чебоксары, районах Чувашской Республики, а также и во всех регионах России.

Также Вы можете связаться с нами любым удобным способом